Схема проведения разбивания пирамиды накатом по боковым шарам. Малая русская пирамида (71 очко) Как разбить шары в русском бильярде

Для правильного проведения наката по боковым шарам необходимо вообразить линию, соединяющую серединную лузу с лежащей на противоположном борту стола угловой. При нанесении первого удара следует учитывать то обстоятельство, что результативность хода во многом зависит от того, насколько большим окажется путь «своего» шара до воображаемой линии. В том случае, если наносить удар, поставив биток в точки 1–4, пирамида окажется наименее разбитой. Однако поскольку «свой» шар рикошетом коснется «чужих», то, лишь слегка сдвинув их с места, он сам может упасть в лузу, за что игрок неизменно получит штрафные очки.

Удачно разбить пирамиду можно, поместив биток между серединной и боковой лузами так, как показано на рисунке. После нанесения удара биток, лишь слегка коснувшись углового шара пирамиды, вновь откатится к короткому борту.

Новички и осторожные игроки нередко используют для разбивания пирамиды удар «с тыла». Его применение часто становится причиной затягивания игры, поскольку игроки стремятся к тому, чтобы с помощью отыгрышей направить все играемые шары к противоположному борту стола.

Наиболее трудным ударом при разбивке пирамиды считается оттяжка «своего» шара. Немало мастерства требуется от спортсмена для того, чтобы нанести точный удар, в результате которого «свой» шар остановится близко от короткого борта стола.

После разбивания пирамиды следует основная часть игры, в течение которой каждый из участников старается сыграть как можно большее количество шаров. Нередко случается так, что наиболее опытный игрок за минимальное количество ударов набирает необходимую для выигрыша сумму очков. Случается и такое, когда судьбу партии или игры решает последний разыгрываемый шар.

В том случае, если на поле остался только один прицельный шар, сыграть его можно следующим способом. Предположим, «чужой» шар находится около стенки длинного борта, у самого входа в дальнюю от игрока угловую лузу, а биток – у ближней лузы.

Для того чтобы правильно сыграть шар, необходимо выполнить верхний левый боковик, при этом как бы целясь битком в борт, взяв немного правее от играемого шара. Вследствие сильного удара биток отразится от длинного борта, после чего коснется прицельного шара и, придав тому обратное вращение, отразится от трех бортов и остановится у короткого борта. Играемый шар после столкновения с битком будет находиться у противоположного короткого борта стола.

Итак, шары оказались по разные стороны игрового стола. Соперник уже не сможет сыграть шар. Кроме того, ему понадобится приложить немало усилий для того, чтобы решить сложившуюся задачу и правильно провести ответный удар.

Одним из главных условий выигрыша в «Малой русской пирамиде» для игроков является точный расчет того, какой из шаров следует класть в лузу. Предположим следующую игровую ситуацию. В запасе одного из игроков имеется 65 очков, а сумма очков другого составляет 53. На столе к моменту окончания игры лежат два шара: «10» и «2». Опытные мастера кия не советуют первому спортсмену-лидеру класть в лузу шар под номером «2», даже если он находится в хорошей для результативного сыгрывания позиции. Играть «двойку» нужно лишь при условии, если кладка его гарантирует выход под «10».

Малая русская пирамида (71 очко)

"Пирамида" - игра более серьезная, вдумчивая. Она требует достаточного уровня мастерства. Игра проводится одним "своим" шаром, который должен направить другой шар в лузу. На каждом из шаров есть номер. Перед ударом необходимо заблаговременно сообщить, в какую лузу должен попасть шар. Если оповещения не было, а шар попал, он считается недействительным. Нужно не только положить шар в лузу, но и отвести "свой" в сторону, неудобную для противника.

При игре в "русскую пирамиду" следует руководствоваться "Общими правилами", а также нижеследующими правилами.

Цель игры

Первым набрать 71 очко.

Используемые шары

Биток и пятнадцать прицельных шаров с номерами от единицы до пятнадцати. Биток номера не имеет и должен отличаться от прицельных шаров по цвету или особой разметкой.

Расстановка шаров

Прицельные шары расставляются в форме треугольной пирамиды с вершиной на задней отметке. Шары становятся вплотную друг к другу в следующем порядке: 1-й лобовой шар - 4; 2-й ряд - 5, 6; 3-й ряд-7, 1, 8; 4-й ряд-9, 14, 13, 10; 5-й ряд- 2, 1, 12, 11, 3. Шар, помеченный цифрой "1", называется тузом, потому что он имеет не одно очко, а одиннадцать.

Основанием такого расположения шаров в пирамиде служит то соображение, что при разбивке пирамиды, как правило, крайние шары с мелкими номерами раскатятся, а шары с крупными номерами останутся в середине, т. е. не на игре.

Ведение счета

Если сложить все написанные цифры (очки) на белых шарах, то получится сумма 120 очков. К номеру шара с единицей прибавляется 10 и к последнему оставшемуся на бильярде шару, вне зависимости от написанной на нем цифры, прибавляется тоже 10. Таким образом, общая сумма очков будет 140. В пределах этой суммы может быть всевозможное комбинирование очков между партнерами при игре в "малую русскую пирамиду".

Начальный удар

Шар-биток передается начинающему, и последний производит первый удар из "дома" "с рук", т. е., поставив руками биток на любое место бильярда в пределах площади, ограниченной с одной стороны коротким бортом, противоположным месту постановки пирамиды, а с другой стороны - воображаемой линией, проведенной параллельно короткому борту через первую точку бильярда.

Фактически началом игры считается тот момент, когда шар-биток перейдет линию, ограничивающую "дом". Поэтому касание своего шара (битка) или сдвиг его с места в пределах "дома" разрешается.

При игре из "дома" запрещается выходить за линию продолжения длинного борта

При разбивке пирамиды ни первый, ни второй промах не карается штрафом. И только после третьего промаха взимается штраф 5 очков и право разбить пирамидку переходит к партнеру.

Способы разбивки пирамидки

Жребий выпал вам разбивать пирамиду. Для этого есть несколько способов. Все зависит от степени изношенности стола и опытности вашего противника.

Если бильярд очень "восприимчив", то разбивку следует делать весьма осторожно. Иначе ваш партнер может нанести вам значительный ущерб. Даже если он и не очень сильный спортсмен.

Если вы нанесете удар по пирамиде с позиции № 4, то биток скользнет рикошетом по шарам и пирамида почти не будет разбита. Но, если вы играете русскую пирамиду или пирамиду счетом шарами, такой удар опасен: "свой" может упасть в лузу, а это карается штрафом.

Если вы нанесете удар с позиции № 3, то пирамида рассыплется по столу гораздо больше, нежели от удара с позиции № 4.

Удар, нанесенный с исходной точки № 2, еще больше разрушит пирамиду, а с точки N 1 - разобьет ее довольно основательно.

Если ваш противник очень силен, то лучше всего начинать партию с той позиции, на какой стоит биток, изображенный на рисунке. Удар можно нанести без всякого эффе. Силу удара следует рассчитать так, чтобы биток, коснувшись боковых шаров, отразился от короткого и длинного бортов и вернулся домой.

Если вы знаете силу своего противника, а он не знает вашей, то можно пойти на риск. Существует очень хороший прием разбивки. Он производится ударом прямо в лоб. Но с оттяжкой. Шары все рассыпаются между угловыми и средними лузами, а биток отходит назад и прижимается к короткому борту "дома".

Эта разбивка морально подавляет противника, ибо такой прием трудновыполним, и партнер невольно думает:

"Как же он играет, если делает такую рискованную и трудную разбивку"?

Если ваш противник силен, то разбивать в лоб не рекомендуется. Если же он слабоват, то риск такого разбоя оправдан. После вашего удара какой-либо из шаров может подставиться к одной из угловых или средних луз. Но на этот риск можно пойти. Если партнер промажет, то биток неизбежно запутается в шарах и тогда можно будет "снять обильную жатву".

Если же партнер положит подставленный шар, то это вовсе не значит, что он "сделает" еще несколько шаров. Ошибка же будет ему стоить дорого.

Существует и "трусливый" прием разбивки.

Этот способ разбивки затягивает партию. Ибо из того положения, в каком очутится биток после разбивки, его нельзя послать к короткому борту "дома", и партнеры начинают "месить" пирамиду, постепенно перегоняя шары на другую половину стола.

Заказ

При игре в "пирамидку" существует два вида правил: "шар в лузу" и строгий заказ "по чистому назначению".

При заказе "шар в лузу" называется только номер играемого шара и луза, в которую кладут шар, но не указывается, каким образом он будет положен. Штраф взимается только за туш "своего". Например, девятку в угол налево. Если же играемый шар окажется не девяткой, а шестеркой, - игрок ошибся. Штраф пять очков. Шар выставляется на прежнюю точку.

При строгом заказе "по чистому назначению" требуется, чтобы игрок назвал не только номер шара и лузу, в которую намерен положить шар, но и сказал, каким приемом он намеревается положить шар. Например: "Играю четверкой двенадцатого в середину налево от шестерки".

Чтобы оправдать такой заказ, двенадцатый шар, получивший поступательное движение от удара четверки, должен перед своим падением стукнуться еще об шестерку. Если он упадет "чисто", не коснувшись шестерки, - не засчитывается и ставится на точку.

При строгом заказе штрафуется не только туш битка, но и каждого шара. И не только кием, рукой, телом, но и рукавом.

Разрешается всякий комбинированный заказ без ограничения количества шаров. При участии в заказанной комбинации одного или нескольких шаров для назначенного шара заказ "абриколью" (удар битком в играемый шар от борта) необязателен. Если объяснение падения заказанного шара в лузу для судьи неясно или настолько запутано, что в нем трудно разобраться, то судья имеет право подобный заказ не принять, не разрешить делать.

Когда на бильярде остается один шар (кроме битка), называть его номер не требуется.

Перед выполнением удара играющий должен дать заказ. Заказ адресуется судье и должен быть четким и ясным. До удара заказ может быть изменен и объявлен заново. Изменение заказа в процессе удара не допускается.

При правильном сыгрывании заказанного шара все шары, упавшие в лузы вследствие произведенного удара, засчитываются.

Выставление шаров

Все неправильно забитые, незаказанные и выскочившие прицельные шары выставляются на заднюю отметку. Если выставляется несколько прицельных шаров, то они располагаются в порядке возрастания номеров вплотную друг к другу на продольной линии в сторону заднего борта. Если задняя отметка занята, то шар выставляется на продольной линии со стороны заднего борта как можно ближе к мешающему прицельному шару, но не вплотную.

Штрафы за нарушения

Штраф взыскивается в следующих случаях:

а) при промахе, т. е. ударе, при котором биток не заденет ни одного из шаров;

б) при падении своего шара (битка) в лузу;

в) при вылете битка за борт;

г) если до удара, во время удара или после него играющий коснется любого шара кием, машинкой, одеждой, рукой и т. п.;

д) при игре не своим шаром;

е) при ударе ребром или турником кия;

ж) если при игре "с рук" биток попадет в шар до выхода за линию "дома", т. е. ударит по шару, находящемуся в "доме";

з) если при игре "с рук" произведен удар не из "дома", а с противоположной стороны (играющему "с рук" разрешается спросить судью, с какой стороны играть);

и) если сделан удар в то время, когда приведенные в движение шары от прежнего удара еще не остановились,

Во всех поименованных случаях штраф взыскивается в размере пяти очков, которые вычитаются из суммы очков оштрафованного и прибавляются к очкам его партнера.

Если оштрафованный не положит ни одного шара, то его партнер должен набрать шарами не 71 очко, а меньше на число полученных штрафных очков. Например, при получении пяти штрафных очков должен набрать шарами 66 очков, при получении десяти штрафных очков - набрать шарами 61 очко и т. д.

При одновременном нарушении нескольких правил штраф соответственно не увеличивается, а взимается в одинарном размере (пять очков). Например, играющий промахнулся и положил биток в лузу, или коснулся какого-либо шара и промахнулся, и т. д. - штраф пять очков.

При всяком штрафном ударе положенный шар не засчитывается и ставится на бильярд на общих основаниях. Если играющий сыграет чужим шаром, налагается штраф.

Упавший при этом в лузу шар выставляется на бильярд на общих основаниях, а все другие шары остаются в положении, получившемся вследствие неправильного удара.

Если играющий сыграет чужим шаром, несмотря на предупреждение судьи, то, кроме штрафа, судья по своему усмотрению, но не в ущерб партнеру, восстанавливает прежнее положение шаров.

Для начали определяем предполагаемый путь прицельного шара в лузу, затем - точку прицела.

Для этого необходимо:

Знать (или измерить) диаметр шара (стандартные шары в русском бильярде имеют диаметр 60 и 68 мм, в американском - 57 мм);

Отложить вдоль линии предполагаемого пути прицельного шара 1/2 диаметра в сторону, противоположную заказанной лузе, - это и будет точка прицела.

Все, что вам остается, - это прицелиться в данную точку и совершить удар по битку.


Выполнение удара

Натирайте наклейку мелом перед каждым ударом.

Держите руку, которой вы собираетесь произвести удар, на достаточно близком расстоянии от корпуса, но не допуская касания кием корпуса, бедер, краев одежды и т. п.

Не оттопыривайте локоть правой руки в сторону и не прижимайте его к корпусу.

Добивайтесь, чтобы ваши локоть и кисть двигались легко и расслабленно.

При ударе направляйте кий вперед по идеально прямой, горизонтальной (или почти горизонтальной) линии.

Прежде чем выполнить удар, произведите несколько мягких движений, имитирующих удар, и при необходимости откорректируйте точку прицела или стойку.

При правильном выполнении удара игрок должен быть абсолютно неподвижен, за исключением подобного маятнику движения участка правой руки от локтевого сустава до запястья (некоторые игроки едва заметно опускают локоть после удара кия по битку, обычно это не вредит игре). Кисть и запястье расслаблены, они работают как шарнир и на траекторию движения кия или силу удара влиять не должны. В очень редких случаях применяется короткий кистевой удар (локоть неподвижен, а кий приводится в движение только кистью), начинающие не должны применять его, пока не освоят основную технику удара.

После контакта с битком ваш кий должен продвинуться не менее чем на 5-10 см на место, где до удара стоял биток, как бы «сопровождая» его.

Здесь, как и по многих других видах спорта, плавность и равномерность движения играют решающую роль.

Старайтесь не дергать кий, не останавливать сразу же после его соударения с битком: дайте кию мягко пройти вперед и остановиться без вашего дополнительного усилия.

Прослеживая путь битка, замрите в стойке после выполнения удара, как минимум до тех пор, пока биток не встретится с шаром. Не спешите выпрямляться или поднимать кий сразу после удара.

Самая распространенная ошибка начинающих игроков в пул - слишком сильный удар. Обычным несильным ударом в пуле считается удар, при котором биток, пущенный на пустом столе в противоположный борт (вдоль стола), проходит путь примерно в две длины стола, отражаясь от бортов один или дна раза. Удар такой силы применяется опытными игроками в 90 % случаев. Потренируйте прямой центральный удар битком в борт на пустом столе так, чтобы контролировать силу удара, не напрягаясь.


Разбиваем пирамиду

При игре в бильярд очень важен контроль над игровым полем, расположением шаров на нем до и после вашего удара. В значительной степени это относится и к первому удару партии - разбою пирамиды (рис. 28).

Важно помнить, что максимально разбить пирамиду вы можете только ударом «в лоб» в вершину пирамиды. Расположите биток в любой точке за линией «дома» (партия пула «восьмерка»), с силой нанесите удар по битку на 3–5 мм выше центра, прицелившись в вершину пирамиды.

Наклейка вашего кия после удара остановится приблизительно на центральной отметке . Некоторые игроки при таком разбое используют накат. Вероятность результативного удара достаточно высока, поскольку пирамида наверняка полностью разобьется и один из шаров, скорее всего, попадет в лузу (лучше, если это будет не биток или восьмой шар). Однако планировать далее такую партию вы вряд ли сможете, особенно, если ни один шар не окажется в лузе.

Как же сыграть первый удар с максимальной пользой?

Большинство опытных игроков сходятся в том, что при разбое пирамиды следует использовать удар такой силы, который, в зависимости от вашего уровня, позволит сохранить контроль над столом. Не желательно применять явный боковой удар и удар накатом по битку.

В качестве тренировки попробуйте следующий вариант. Расположите биток в 7-10 см от борта на линии «дома». Удар наносите чуть ниже и левее центра битка, но не настолько низко, чтобы придать ему существенное вращательное движение назад. Цельтесь во второй от вершины пирамиды шар. Ваша цель - отправить верхний шар в среднюю лузу. В зависимости от силы удара, после удара о борт можно отправить шар в сторону переднего борта, а шары в основании пирамиды, при хорошем раскладе - в угловые лузы. Такой удар требует определенной практики, но дает хороший результат, в чем вы обязательно убедитесь сами.


Запрещенные удары

В бильярдной игре, как в любом другом виде спорта, существуют удары, на применение которых наложено табу. К числу подобных ударов относятся: пропих, нажим и двойной удар.


Пропих

Пропих выполняют, когда биток и прицельный шар находятся близко друг к другу и к лузе. В основном, начинающие игроки стараются положить прицельный шар в лузу, не отрывая при этом кий от битка (рис. 29), за что и получают штрафные очки.



На рис. 30 показано правильное выполнение удара по шарам, расположенным определенным образом: в такой игровой ситуации лучше всего применять резку.



Нажим

Как правило, нажим выполняют новички в ситуации, когда играемый шар и биток находятся в устье лузы. Кий при этом держат параллельно плоскости шара, располагая его вдоль длинного борта, и пропихивающим движением загоняют чужой шар в лузу (рис. 32).



Такой удар на называется штрафом. Сыгрывать шары, находящиеся в описанной выше позиции, необходимо, как и в предыдущем случае, резкой (рис. 31).



Двойной удар

Двойной удар наносится в случае, когда при прицеливании наклейкой кия касаются битка. Двойной удар также наказывается штрафным очком.

Бильярд - вальяжная и высокоинтеллектуальная игра. Для победы в бильярд необходимы выдержка, зоркий глаз, твёрдая рука, знание геометрии и физики. Если у вас есть все эти навыки, то для уверенной игры вам необходимо освоить правильные удары в бильярде. Ниже в статье мы расскажем про основные виды ударов, которые помогут вам одержать победу в русский бильярд.

Главное правило

Независимо от того, как долго вы играете в бильярд, применение на практике этого правила поможет вам в игре. Ваши движения во время удара кием по шару должны быть максимально плавными. Не резкими и отрывистыми, а именно спокойными и плавными.

Скорость руки, держащей кий, должна быть постоянной от начала движения до момента соприкосновения наклейки кия с битком. Это правило даёт возможность нанести удар кием по шару именно в нужное место, что позволит задать битку (шар, который вы ударяете тонким концом кия с наклейкой) требуемую

Чем плавнее вы разгоняете кий, тем точнее у вас получится удар. Если перед самым соприкосновением кия и битка вы немного ослабите руку, держащую кий, вы создадите идеальные условия, при которых биток получит упругий удар, нанесённый весом кия, а не вашей руки. Такая техника удара в бильярде считается наиболее правильной и точной.

Кроме правильного удара по битку, вы должны знать и соблюдать правила игры. Обычная любительская игра проходит без участия судьи, поэтому соблюдение правил станет вашей общей с партнёром по игре заботой. Вы не можете рассчитывать на зрителей, присутствующих при вашей игре, так как они в силу различных причин могут выносить субъективные оценки. Незнание правил превратит вашу партию в бильярд просто в череду бессмысленных ударов по шарам, что очень скоро вам наскучит, а сама игра может разочаровать. Независимо от того, плохо или хорошо вы играете, правила игры должны быть вам известны.

Начальный удар ("Разбой" или "Разбивка")

Это первый удар в русском бильярде, когда происходит разбитие пирамиды. Он может быть коварен, особенно для новичков.

При ударе должно быть выполнено одно из нижеприведённых требований:

  • один или несколько шаров были забиты в лузу;
  • минимум три шара из пирамиды должны коснуться бортов стола;
  • два шара коснулись бортов стола и минимум один из шаров пересёк центральную линию стола.

Если вы не выполните одно из этих условий, вы будете оштрафованы, и первый забитый вами шар не будет засчитан.

Срыв удара

В бильярде неудачный удар носит хлёсткое название - кикс, пришедшее в эту аристократическую игру из музыки. Там этим термином обозначают срыв голоса.

В бильярде смазанный удар по своему шару ничего хорошего игроку не сулит. При некоторых разновидностях русской "пирамиды" за такую оплошность в игре положен штраф - игрок выставляет на стол один из раннее забитых шаров.

"Пропих"

Эта разновидность удара в бильярде во всех разновидностях русского бильярда влечёт за собой наложение штрафа. Когда вы продолжаете удар вслед движущемуся битку до момента контакта его с прицельным шаром, вы однозначно заработаете штраф. Нельзя допускать одновременного контакта конца кия (наклейки), битка и прицельного шара. Если вы забьёте с помощью "пропиха" шар в лузу, он не будет засчитан и вам ещё придётся выставить один свой удачный шар.

Двойной удар

Повторяющиеся удары в бильярде, следующие один за другим по битку, запрещены и также наказываются штрафными баллами. Запомните раз и навсегда - в бильярде допускается только однократное касание наклейки кия и битка во время выполнения удара.

"Оттяжка", "накат" и другие

Так называются удары в бильярде, нанесённые не в центр битка, а ниже или выше его. В результате такой техники удара при оттяжке происходит обратное движение битка после удара по прицельному шару. В случае наката биток продолжает своё движение вперёд после соприкосновения с другим шаром. Такие удары позволяют выставить шары на поле в соответствии с желанием игрока.

"Массэ" - удар с сильным вращением, придающий битку траекторию движения по дуге. С его помощью опытный игрок может забить шар, прямой удар по которому не гарантирует попадание в лузу. Для выполнения такого удара игрок должен обладать отличным глазомером и большим опытом игры в бильярд.

Человеку, совсем недавно взявшему в руки кий или играющему в эту игру от случая к случаю, такие сложные (в техническом исполнении) удары осуществить практически невозможно. Однако если вы и новичок, то это не значит, что надо отказываться от попыток осуществить такой удар во время игры. Новичкам обычно везёт, а чтобы научиться забивать такие сложные шары, даже виртуозам бильярда пришлось сыграть не одну сотню партий.

Перескок, свояк и эффе

Для в виде шара, стоящего между битком и прицельным шаром, опытный игрок может осуществить "перескок" - удар, заставляющий биток подпрыгнуть над столом и преодолеть маскирующий шар. Такие удары в бильярде могут позволить себе только опытные игроки. У новичков они обычно заканчиваются вылетом шара за границу стола.

Удар, при котором игрок направляет в лузу не прицельный шар, а биток, называется "свояк". Такая техника удара - довольно частое явление при игре в русский бильярд. В отличие от американского, в нашем варианте игры за загнанный в лузу биток штраф не накладывается.

Если при ударе биток движется по прямой линии, вращаясь вокруг своей оси, - это "эффе", крученый удар. Проффесиональные игроки в бильярд с помощью этого технического приёма могут придать прицельному шару необходимую траекторию, отличную от движения по прямой.

Мы с вами рассмотрели, какие бывают удары в русском бильярде. Возможно, это поможет вам при совершенствовании своих навыков в этой увлекательной игре. Удачной вам партии!

Немного усложним задачу - попробуем получить анимацию разбивания бильярдной пирамиды. Смоделируйте сцену с шаром и профилем бильярдного стола с бортиками - в целях экономии времени мы ограничимся лишь имитацией стола, в качестве которой послужит объект AwningWindow из группы геометрических объектов Windows , а лузы создавать не будем (рис. 18). Теперь нужно сделать пирамиду из шаров - можно вручную, но мы прибегнем к команде Array , применить которую придется несколько раз. При первом применении настройте параметры команды в соответствии с рис. 19 - будет сформирован первый ряд шаров (рис. 20). Выделите второй с краю шар (рис. 21), продублируйте его и сместите копию относительно оси Y (рис. 22), а затем примените к нему команду Array , уменьшив число шаров в ряду до четырех (рис. 23). Дальше действуйте по тому же принципу, и в конечном счете вы получите пирамиду из шаров, которую нужно будет откорректировать и развернуть так, чтобы она представляла собой равносторонний треугольник, одна из вершин которого находилась бы на равном расстоянии от бортов (рис. 24). Создайте копию одного из шаров пирамиды и расположите его в противоположной от пирамиды стороне стола - это будет ударный шар-биток (рис. 25).

Рис. 19. Настройка параметров команды Array для первого применения

Рис. 23. Настройка параметров команды Array для второго применения

Создайте коллекцию твердых тел, щелкнув на кнопке Create Rigid Body Collection (Создать коллекцию твердых тел) панели инструментов Reactor , а затем внесите в коллекцию все объекты сцены, щелкнув на кнопке Add и выбрав все объекты из списка (рис. 26). Проверьте, чтобы ползунок таймера анимации стоял на 1-м кадре, щелкните на кнопке Toggle Auto Key Mode (Переключить в режим автоматического создания ключей). Перетащите ползунок слайдера времени вправо на 5-й кадр и переместите биток к вершине пирамиды (рис. 27). Отключите режим автоматического создания ключей, проиграйте анимацию, и вы увидите, что ударный шар действительно движется в нужном направлении. Щелкните на кнопке Utilities (Сервис) командной панели и далее на кнопке Reactor (Реактор), раскройте свиток Preview &Animation и в поле Start Frame (Начальный кадр) введите число 6 - это необходимо, чтобы первые пять кадров (то есть когда ударный шар движется по определенному нами закону) не учитывались при просчете динамики (рис. 28). Обратите внимание, что теоретически добиться сходного результата мы могли бы и иначе: не изменяя значение в поле Start Frame , а включив в свитке Properties для ударного шара флажок Unyielding (это укажет программе, что данный объект должен анимироваться вручную, а не автоматически модулем Reactor ).

Рис. 26. Включение объектов сцены в коллекцию RBCollection

Рис. 28. Настройка параметров свитка Preview &Animation

Выделите плоскость, раскройте свиток Properties и установите переключатель в группе Simulatuion Geometry в положение Use Mesh . В окне Select Objects выделите все шары и определите для них значения параметров Mass , Elasticity и Friction равными 2; 0,3 и 0,3 соответственно (рис. 29). Щелкните на кнопке Create Animation (Создание анимации) - и анимация будет создана. Проиграйте ее и вы увидите, как биток разбивает пирамиду, шары из которой раскатываются в разные стороны (рис. 30).

Имитация ткани

Ткани имитируются в Reactor посредством Cloth-тел, обладающих свойствами эластичности, веса и растяжения, и могут быть созданы на базе самых разных типов объектов: примитивов, Mesh-объектов и т.д. Для того чтобы объекты сцены стали восприниматься как ткани, необходимо вначале назначить им модификатор reactor Cloth , а затем создать коллекцию Cloth-тел - Cloth Collection (сокращенно CLCollection ), в которую и включить данные объекты.

Для примера создайте простую сцену из шара и лежащей на нем обычной плоскости с большим числом сегментов по обеим осям (рис. 31) - попробуем добиться того, чтобы плоскость превратилась в ткань, реалистично облегающую шар. Создайте две коллекции: коллекцию твердых тел (RBCollection ) и коллекцию тканей (Cl Collection ) - рис. 32. Добавьте шар в RBCollection , выделив иконку коллекции, щелкнув на кнопке Add панели Modify и указав в открывшемся списке объектов шар. Выделите плоскость и назначьте ей модификатор reactor Cloth (рис. 33). Активируйте иконку Cl Collection и через панель Modify включите плоскость в коллекцию тканей - обратите внимание, что без назначения объекту Plane01 указанного модификатора его имя при щелчке на кнопке Add не появилось бы в списке возможных для включения в коллекцию объектов.

Рис. 33. Назначение плоскости модификатора reactorCloth

Согласно поставленной задаче анимация нам не нужна - требуется лишь добиться превращения плоскости в ткань. Поэтому можно ограничиться предварительным просмотром начальных кадров анимации и выбрать из них тот, в котором ткань будет свисать с шара наиболее привлекательно. Только перед этим назначьте плоскости произвольный двусторонний материал, иначе обратная сторона плоскости (а в дальнейшем и ткани) не будет видна. После этого последовательно щелкните на кнопках Utilities и Reactor , раскройте свиток Preview &Animation , затем нажмите на кнопку Preview in Window (Предварительный просмотр в окне) - откроется окно модуля Reactor , в котором в начальный момент будет отображаться плоскость в своем исходном виде и шар. Нажмите клавишу p , и начнется последовательное формирование кадров анимации, в которой плоскость будет постепенно опадать на шар, превращаясь в кусок ткани (рис. 34). На понравившемся кадре остановите процесс дальнейшей генерации кадров нажатием клавиши p , из внутреннего меню окна Reactor выберите команду MAX =>Update MAX и закройте окно данного модуля. В итоге в окнах проекций плоскость окажется в уже преобразованном виде (рис. 35).

Рис. 34. Предварительный просмотр кадров анимации в окне Reactor