Психологические игры: «Алкоголик. Эрик Берн. Игры, в которые играют люди Лечение алкогольной зависимости

Многие люди замечают, что отношения в семьях, где есть больные алкоголизмом или наркоманией, носят какой-то стандартный и циклический характер. Постоянно повторяются те или иные ситуации, создается впечатление, что члены семьи больных зависимостью вместе с ними самими постоянно разыгрывают один и тот же спектакль с одними и теми же ролями.

В середине 20 века канадский психиатр Эрик Берн описал ряд стандартных схем поведения больных зависимостью и их окружения и назвал их «играми», основываясь именно на этом впечатлении заданности и на определенных правилах, которые соблюдаются в таких системах поведения и которые очень похожи на правила игр, в которые вполне осознанно играют взрослые или дети (спортивные игры, карточные, прятки, Дочки-матери и т.д. и т.п.).

Сегодня мы начнем разбирать основную психологическую игру, которую регулярно используют больные зависимостью от психоактивных веществ - ПАВ (алкоголь, наркотики) и их ближайшее окружение.

Игра называется – «АЛКОГОЛИК» . Длительность ее может занимать практически всю жизнь больного человека, а иногда и всю жизнь тех, кто с таким человеком живет. Важно понимать, что при разборе игры «Алкоголик» нет необходимости ориентироваться в биохимических нарушениях в работе головного мозга у больного зависимостью от ПАВ, описание социального аспекта поведения больного зависимостью (Алкоголика или Наркомана), и человека помогающего продолжать ему потребление ПАВ, - вот, что рассматривается, в первую очередь, при анализе этой игры. Так же, в структуре этой игре нет смысла рассматривать социальное функционирование алкоголиков, добившихся благодаря своему пьянству, полной или выраженной деградации личности, т.к. никаких оправданий своему алкогольному/наркоманическому поведению и дальнейшему потреблению алкоголя или наркотика они, часто, уже не ищут.

Данная игра, игра «Алкоголик», требует наличия как минимум четырех основных ролей, и, возможно, одной дополнительной роли.

Основные роли, необходимые для проведения игры:

  • Алкоголик.
  • Преследователь.
  • Спаситель.
  • Простак (он же Подстрекатель).
  • Посредник (дополнительная Роль).

Роль посредника наиболее важна для игры «Наркоман». В такой игре Посредник - человек, поставляющий наркотики, часто занимающийся этим профессионально и для поддержания рынка сбыта может активно провоцировать отказавшихся от потребления наркоманов на возобновление наркотизации.

Роль – Алкоголик.

Основная задача Алкоголика/Наркомана в этой игре - пить/потреблять. Для этой задачи привлекаются все окружающие алкоголика люди, особенно те, кто в состоянии исполнять или уже исполняет определенные Роли в игре. Дополнительные исполнители Ролей привлекаются в игру Алкоголиком именно для того, чтобы оправдать свое собственное пьянство.

Роль Преследователя характеризуется тем, что из этой роли осуществляется постоянный контроль за Алкоголиком/Наркоманом. Преследователь ругает и поучает Алкоголика, что, естественно, вызывает протест у Алкоголика. Свой протест Алкоголик обычно выражает возобновлением или усилением пьянства. Преследователь порождает своим «преследованием», якобы, «оправданную» обиду Алкоголика на прессинг. Чувство обиды из-за поведения Преследователя полностью помогает Алкоголику оправдать свое пьянство, а так же оправдать алкоголизацию/наркотизацию и перед другими участниками (ролями) игры.

Особый интерес и даже азарт вызывает у Алкоголика возможность обмануть Преследователя и напиться, несмотря на активный контроль с его стороны. А потом манипулировать им, уже создавая чувство вины у самого исполнителя роли Преследователя, ссылаясь на его «слабость» и «неспособность» проконтролировать поведение Алкоголика. Можно перевести Преследователя в роль Спасителя, например, разыграв тяжелое похмелье или ломки, или же рассказать душещипательную историю о том, почему Алкоголик потребляет.

Спаситель – занимается «спасением» Алкоголика . Он постоянно спасает Алкоголика от тех проблем, которые Алкоголик же сам себе и создал. Спаситель приводит Алкоголика и его одежду в порядок после предыдущих пьянок («Что подумают обо мне люди, если Алкоголик будет плохо выглядеть?»); занимается уговорами о прекращении пьянства и рассказами о его вреде; «похмеляет» Алкоголика в «тяжелые минуты» похмелья, отпрашивает с работы, если тот не в состоянии выйти на работу на следующий день после выпивки (отгулы за свой счет, врач может выдать больничный и т.д.); кормит и одевает его, даже если тот давно не работает и не приносит денег (или почти все заработанное пропивает) и т.д. и т.п. Спаситель, таким образом, помогает Алкоголику не сталкиваться с проблемами, с реальностью и истинным положением вещей вокруг пьющего, постоянно решая все возникающие проблемы вместо самого Алкоголика. Из-за такого поведения Спасителя Алкоголик может до конца своих дней даже не догадываться, что у него есть проблемы с потреблением алкоголя и что эти проблемы – не только головная боль и похмелье по утрам.

В ответ на уговоры и всяческую «спасительную» заботу, Алкоголик регулярно дает обещания и расписки, что пить больше не будет. Однако он так же любит «подводить» и Спасителя, напиваясь после очередного обещания ему «больше никогда, ни за что не напиваться».

Он имеет от этой игры со Спасителем несколько «вознаграждений»:

Переключить исполнителя роли Спасителя на исполнение роли Преследователя, после чего обидеться на Преследователя и продолжить уже «обоснованное пьянство» без какого-либо чувства вины перед «заботливым и добрым Спасителем»;

Вызвать у Спасителя чувство вины, доказав в очередной раз свою «неисправимость», а так же показав Спасителю его неспособность помочь Алкоголику отказаться от потребления алкоголя. Такие действия со стороны Алкоголика, вызывают у Спасителя чувства бессилия и вины. Спаситель предается «страданиям» по поводу вышеназванных чувств и чтобы загладить ту самую «вину» перед Алкоголиком начинает его жалеть. Этим-то и пользуется Алкоголик, что бы опять же продолжить пьянство: «Пожалейте меня – из-за вас же пью!».

Добиться, благодаря вышеназванным действиям, практически полного контроля над Спасителем за счет предсказуемости его поведения (так положено по Роли), и манипулировать им для продолжения своего относительно безнаказанного пьянства, по своему усмотрению, то играя на чувстве вины Спасителя из-за «неспособности» помочь Алкоголику бросить пить, то провоцируя его на исполнение роли Преследователя.

Простак – очередная роль в игре «Алкоголик ».

Простак имеет две ролевых функции:

1. он верит абсолютно всем объяснениям Алкоголика, особенно если тот просит деньги на что-то очень нужное, хотя и ясно, что на выпивку, верит всем объяснениям и причинам, которыми Алкоголик оправдывает свое пьянство;

2. он сам сподвигает Алкоголика на пьянство, прямо или косвенно предлагая выпить или провоцируя Алкоголика на алкоголизацию (например, учащением скандалов).

Простак, верящий всем россказням, позволяет Алкоголику чувствовать себя «умнее других», тем самым, поддерживая его самообман относительно тех проблем, которые есть у больного алкоголизмом из-за потребления. Простак-провоцирующий пытается, если он сам алкоголик, с помощью провокации разделить ответственность за пьянку («все пили – и я пил...»). Провокацией часто занимаются родственники и близкие больных зависимостью, которые на словах хотят, чтобы потребление прекратилось, а на самом деле хотят продолжения игры. Способы их провокаций не отличаются разнообразием:

  • они покупают спиртное и хранят его на самых видных местах в доме, где есть Алкоголик;
  • уговаривают больного алкоголизмом пойти в гости туда, где будут пить спиртное;
  • начинают сами более активно потреблять спиртные напитки именно в тот момент, когда зависимый воздерживается от употребления;
  • предлагают алкоголику выпить спиртное дома в праздник («ты просто выпей, но не напивайся!»);
  • и т.д.

Теперь наступила пора выяснить, кто среди окружающих Алкоголика людей исполняет роли Спасителя, Преследователя и Простака.

Преследователь. Обычно, эту роль исполняют: матери/отцы, жены/мужья, братья и сестры, дети, и т.д., короче, все родственники, а так же милиция, сотрудники на работе, друзья, те, кто участвует в лечении алкоголизма, и многие другие люди, окружающие Алкоголика в его жизни.

Спаситель . Эту роль исполняют все те же лица, что перечислены выше.

Простак . Опять приходится сталкиваться с теми же персоналиями.

Исполнение близкими Алкоголика ролей Преследователя и Спасителя с точки зрения здравой логики можно понять – и та и другая роль направлены на борьбу с алкоголизацией и ее последствиями. Пусть неумело, неэффективно, но понятно, зачем эта борьба идет и на что направлена. Однако для чего близким Алкоголика роль Простака, необходимо, пожалуй, детально разобрать. В роли Простака явно прослеживается потакательство Алкоголику в его потреблении алкоголя (фактически дается разрешение), а иногда и откровенная провокация его на продолжение пьянства. Несомненно, такое поведение не ведет к улучшению семейных и иных взаимоотношений и, конечно же, не способствует прекращению потребления алкоголя самим Алкоголиком.

Что бы понять мотивы провоцирующего потребление алкоголя поведения у родных Алкоголика (роль Простака), необходимо разобраться с тем, какие «вознаграждения» получают те, кто исполняет роль Спасителя и Преследователя.

Возможно, люди незнакомые с транзактным анализом не могут полностью владеть терминологией, используемой в этом виде психотерапии, но они могут иметь вполне четкое представление о последствиях некоторых поступков, которые ухудшают человеческую жизнь. Примером может служить знание о том, что произойдет с человеком, если он откажется от общения с другими людьми или не сможет с ними наладить контакт. Чувство одиночества – самое тягостное чувство, которое испытывают люди, потерявшие контакт с окружающими. Чувство одиночества столь мучительно, что может привести человека либо к сумасшествию, либо к гибели. Соответственно, умение планировать общение с другими людьми можно назвать одним из жизненно важных человеческих умений. Игры, даже те, которые приводят людей к саморазрушению, тоже способ планировать и совершать контакты. Пусть эти контакты опасны, непродуктивны и схематичны, но они позволяют удовлетворить потребность в общении с себеподобными и уменьшить (или создать иллюзию уменьшения) боль от чувства одиночества. Это и есть первое преимущество от игры Алкоголик.

Кроме того, у играющих в игру Алкоголик, а именно исполнителей ролей Спаситель и Преследователь, есть возможность найти людей, которые так же играют в этой игре те же роли и готовы обсуждать детали и нюансы такого способа взаимодействия. В рамках такого обсуждения окружение Алкоголика – одни Преследователи и Спасители, могут получать социальное одобрение от других Преследователей и Спасителей.

Примеры вознаграждений Преследователя. Подтверждение внутренней социальной позиции, например, «Заместитель бога на земле». Нетрудно заметить, что Родственник Алкоголика, находясь в этой роли, всегда все знают и всегда правы. Кроме того, очень легко найти внешние социальные контакты со специфическим окружением по темам: «Все вокруг пьют», «Никому нельзя доверять», «А, я его (ее) поймал(а)...», «Представляешь, какой ужас...» и т.д. При этом, получая не только интерес к своей персоне и своей социальной позиции, но и достаточно эмоционально насыщенное проведение времени с единомышленниками.

Примеры вознаграждений Спасителя. Подтверждение внутренней социальной позиции, например, «Святая мученица (мученик)». Темы внешних социальных контактов: «Другая его бы бросила...», «Живут не для себя...», «Ну, почему это случается только со мной...», «Кому он еще нужен...», «Он такой дурачок...», «Без меня он пропадет...», «Он опять меня обманул...», «Он у меня - особый случай...», «Он так любит (любил) выпить...». Ну и далее все тоже, что и у Преследователя.

Если есть социальное одобрение, то такое поведение, несомненно, хочется повторять.

Когда Алкоголик бросает надолго пить и начинает постепенно поднимать свой социальный статус, его родные и близкие начинают так же постепенно лишаться всех перечисленных выше «вознаграждений». Учитывая то, что люди не любят менять годами и поколениями наработанные схемы поведения (и Роли в том числе), самый простой способ вернуть все на свое уже привычное место - не дать больному алкоголизмом перестать исполнять роль Алкоголика. Вот тут-то и годятся все трюки, которые используют Простаки, для того чтобы Алкоголик снова начал пить, от «слепой» веры во что угодно, до прямой провокации Алкоголика на потребление.

С уважением, Наталия и Владимир Батищевы.

Всё о том же, извините, навязчиво. Просто собираю всё в одном месте. Цитата из Берна, старая книжка -"Игры, в которые играют люди". Всё очень спорно, когда-то мой на эту теорию критика написана была, но тут интересны некоторые практические наблюдения, а отдельные места - просто блеск как хороши. И не напрягайтесь терминами – они очень шатки и интуитивно понятны, а также извините – сохраняю протестантско-маркетинговую конкретность первоисточника.
Поиграем?
"...можно наблюдать в игре "Алкоголик": каковы бы ни были психологические корни пьянства (если таковые вообще имеются), в терминах анализа игры выпивка - это просто ход в игре с окружающими. Выпивка может доставлять удовольствие и сама по себе, но суть игры не в этом, что прекрасно показывает вариант игры - "Непьющий алкоголик"; она происходит по тем же правилам и приводит к тому же выигрышу, что и основной вариант игры, но без всяких бутылок.
Одна из функций игр - удовлетворительное структурирование времени; кроме того, многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душевного здоровья. У этих людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние. Иногда это состояние может даже послужить причиной психоза. Такие люди яростно сопротивляются любым попыткам проведения антитезиса. Подобные ситуации можно часто наблюдать в супружеских взаимоотношениях, когда улучшение психического состояния одного из супругов (например, отказ от деструктивных игр) влечет за собой быстрое ухудшение состояния другого супруга, для которого игры были важнейшим средством поддержания равновесия. Поэтому при анализе игр необходимо соблюдать известную осторожность. К счастью, свободная от игр человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений. "
А вот собственно, игра, правила. Алкоголик
"В анализе игр не существует ни алкоголизма, ни алкоголиков, а есть роль Алкоголика в некоторой игре. Если основной причиной чрезмерного потребления спиртного являются, например, физиологические нарушения, то это относится к ведению врача-терапевта. Объект анализа в предлагаемой нами игре совсем другой - те социальные трансакции, которые влечет за собой злоупотребление спиртным. Эту игру мы назвали "Алкоголик".
В полностью развернутом виде эта игра предполагает пять участников, но некоторые роли могут быть совмещены, так что игра может начаться и закончиться при участии всего двух игроков. Центральная роль, роль Водящего, - это сам Алкоголик, которого мы будем называть иногда Уайт. Наиболее важный партнер - Преследователь. Эту роль, как правило, играет представитель противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль - Спаситель, ее обычно играет лицо того же пола, часто врач, который принимает участие в пациенте и вообще интересуется проблемами алкоголизма. В классической ситуации доктор "успешно излечивает" алкоголика от дурной привычки. После шести месяцев полного воздержания от спиртного доктор и пациент поздравляют друг друга, а на следующий день Уайта находят под забором.
Четвертая роль - Простак. В литературе эта роль обычно принадлежит хозяину закусочной или любому другому человеку, который дает Уайту спиртное в кредит или предлагает ему деньги в долг и при этом не преследует его и не пытается спасать. В жизни эту роль может, как это ни странно, играть мать Уайта, которая дает ему деньги и нередко сочувствует ему, потому что его жена, то есть ее невестка, не понимает своего мужа. При таком варианте игры Уайт должен иметь какое-то правдоподобное объяснение на вопрос, зачем ему нужны деньги. И хотя оба партнера прекрасно знают, на что он в действительности их потратит, они делают вид, будто верят его объяснению. Иногда Простак перерастает в другую роль - не самую существенную, но вполне соответствующую ситуации - Подстрекателя, Славного малого, который часто предлагает спиртное Уайту, даже тогда, когда он не просит "Пойдем,выпьем по стаканчику" (скрытая трансакция "И ты еще быстрее покатишься под гору").
Во всех играх, связанных со спиртным, есть еще одна вспомогательная роль, которая принадлежит профессионалу - бармену, буфетчику, то есть человеку, поставляющему Уайту спиртное. В игре "Алкоголик" он – пятый участник, Посредник, основной источник спиртного, который, кроме того, вполне понимает алкоголика и в каком-то смысле является главным человеком в жизни любого наркомана. Разница между Посредником и другими игроками в основном та же, что между профессионалами и любителями во всякой игре.Профессионал знает, когда нужно остановиться. Так, в некоторый момент хороший бармен может отказаться обслуживать Алкоголика, который таким образом теряет источник спиртного, до тех пор пока не найдет более снисходительного Посредника.На начальных стадиях игры три вспомогательные роли может играть жена.В полночь супруга - Простак. Она раздевает мужа, варит ему кофе и позволяет срывать на себе зло. Утром она становится Преследователем и поносит его за беспутную жизнь. Вечером она превращается в Спасителя и умоляет мужа отказаться от дурных привычек. На более поздних стадиях, иногда в связи с ухудшением физическою состояния, Алкоголик может обходиться без Преследователя и Спасителя, но он терпит их, если они одновременно соглашаются создавать ему жизненно необходимые условия. Уайт может, например, неожиданно пойти в какую-нибудь душеспасительную организацию и даже согласиться "быть спасенным", если там ему дадут бесплатно поесть. Он может выдержать как любительский, так и профессиональный разнос, если надеется после получить подачку.
В соответствии с анализом игр мы считаем, что само по себе потребление спиртного если и доставляет Уайту удовольствие, то лишь попутно. Его главная задача - достижение кульминации, которой является похмелье. Алкоголик воспринимает похмелье не столько как плохое физическое состояние, сколько как психологическую пытку. Два любимых времяпрепровождения пьющих -"Коктейль" (разговоры - сколько пили и что с чем смешивали) и "На следующее утро" ("Послушайте, как мне было плохо") В "Коктейль" играют по большей части люди, которые пьют лишь на вечеринках или от случая к случаю. Многие алкоголики предпочитают как следует сыграть в психологически нагруженную игру "На следующее утро": некий пациент (Уайт), приходя на консультацию к психотерапевту после очередною загула, обрушивал на свою голову потоки ругательств; психотерапевт в ответ молчал. Позже, будучи участником психотерапевтической группы, Уайт вспоминал эти визиты и с самодовольной уверенностью приписывал все свои бранные слова психотерапевту. Когда алкоголики в терапевтических целях обсуждают свою ситуацию, их, как правило, интересует не проблема выпивки как таковой (очевидно, в основном они упоминают о ней из уважения к Преследователю), а последующие мучения. Мы считаем, что трансакционная цель при злоупотреблении спиртным, кроме удовольствия от самой выпивки, состоит еще и в том, чтобы создать ситуацию, в которой Ребенка будет на все лады распекать не только собственный внутренний Родитель, но и любая родительская фигура из непосредственного окружения, принимающая достаточно большое участие в Алкоголике, чтобы пойти ему навстречу и подыграть в его игре. Поэтому и терапию в этой игре надо направлять не на привычку выпивать, а на устранение стремления алкоголика потакать своим слабостям и заниматься самобичеванием, которые наиболее полно проявляются в игре "На следующее утро". К этой категории не относятся, однако, запойные пьяницы,которые морально не страдают после похмелья.
Существует также игра "Непьющий алкоголик", в которой Уайт проходит все стадии финансового падения и социальной деградации, хотя он совсем не пьет. Однако он делает в игре те же ходы и требует того же состава "актеров", которые должны ему подыгрывать. В этой игре основное действие тоже происходит "следующим утром". Сходство между этими играми доказывает, что это действительно игры. Игра "Наркоман" очень похожа на "Алкоголика", но еще более драматична и зловеща. Она развивается быстрее и более впечатляюще. По крайней мере в нашем обществе большая нагрузка в ней приходится на Преследователя (который всегда наготове). Спасители и Простаки в этой игре встречаются крайне редко, зато роль Посредника становится еще важнее.
В США существует множество организаций, принимающих участие в игре "Алкоголик"))). Многие из них словно проповедуют правила игры, объясняют, как надо играть роль Алкоголика: опрокидывайте рюмочку до завтрака, тратьте на выпивку деньги, предназначенные на другие нужды, и т.д. Кроме того, они объясняют функции Спасителя. Например, "Анонимные алкоголики" ("Анонимные алкоголики" - организация, получившая распространение в США и многих других странах мира) ведут эту игру, стараясь привлечь алкоголика на роль Спасителя

Игры, в которые играют люди [Психология человеческих взаимоотношений] Берн Эрик

1. «Алкоголик»

1. «Алкоголик»

Тезис. В анализе игр нет такого понятия, как «алкоголизм» или «алкоголик», но есть роль в игре определенного типа, которая называется «Алкоголик». Являются ли причиной пьянства биохимические или физиологические отклонения от нормы (эта точка зрения пока еще не доказана) - этим вопросом пусть занимаются врачи-терапевты. Мы занимаемся анализом игр, и интересует нас совсем другое - социальные транзакции, которые связаны со злоупотреблением спиртным. Отсюда название игры «Алкоголик».

В полном виде эта игра рассчитана на пятерых участников, хотя один игрок может исполнять и несколько ролей, так что игра может начинаться и заканчиваться с двумя участниками. Центральная роль - роль Алкоголика, начинающего игру, исполняется Уайтом. Основная второстепенная роль - роль Преследователя, которую обычно играет лицо противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль - роль Спасителя, обычно исполняемая лицом того же пола; часто это семейный врач, который интересуется пациентом и проблемами алкоголизма. В классической ситуации врач успешно избавляет алкоголика от его пагубного пристрастия. После того как Уайт в течение полугода не брал в рот ни капли, они поздравляют друг друга. А на утро Уайт валяется в канаве.

Четвертая роль принадлежит Простаку. В литературном произведении обычно это деликатный человек, который одалживает Уайту деньги, бесплатно дает ему сэндвич или чашку кофе и не пытается ни преследовать, ни спасать его. В жизни эту роль обычно исполняет мать Уайта, которая дает ему деньги и часто поддакивает ему, когда он говорит, что жена его не понимает. Общаясь с Простаком, Уайту приходится искать правдоподобное объяснение, зачем ему деньги. Причем оба делают вид, что верят ему, хотя оба знают, на что он потратит большую часть денег. Иногда Простак начинает исполнять и другую роль, не самую существенную, но тоже характерную для ситуации, - роль Подстрекателя, «хорошего парня», который снабжает спиртным, даже когда его не просят: «Пойдем выпьем (и покатишься вниз еще быстрее)».

Вспомогательный персонаж любой алкогольной игры - профессионал, например бармен или продавец спиртного. В игре «Алкоголик» это пятая роль - роль Посредника, непосредственного поставщика спиртного, который понимает язык алкоголиков и является важнейшим персонажем в жизни пьяницы. Разница между Посредником и остальными игроками - это разница между профессионалом и любителями в любой игре: профессионал знает, когда нужно остановиться. В определенный момент хороший бармен отказывается обслуживать алкоголика, который оказывается лишенным припасов, если только не отыщет более снисходительного Поставщика.

На начальных стадиях «Алкоголика» все три второстепенные роли может исполнять жена: в полночь она в роли Простака раздевает героя, подает ему кофе и позволяет вымещать на себе зло; утром в роли Преследователя бранит мужа за его поведение; и вечером, натянув маску Спасителя, молит мужа отказаться от спиртного. На более поздних стадиях, когда физическое состояние мужа обычно ухудшается, он может обходиться без Преследователя и Спасителя, но может и терпеть их, если они служат дополнительным источником выпивки. Уайт может явиться в благотворительную организацию и позволить «спасти» себя, если ему там дадут бесплатно поесть; или может стерпеть разнос, любительский и профессиональный, если только потом получит подаяние.

Исходя из современного уровня знаний, мы утверждаем, что вознаграждение в «Алкоголике» (как это характерно для игр вообще) получается там, где большинство исследователей вовсе не ожидает его обнаружить. Анализ данной игры свидетельствует, что сама выпивка является лишь дополнительным удовольствием на пути к истинной кульминации - похмелью. То же самое в игре «Растяпа»: сами промахи, привлекающие наибольшее внимание и приносящие удовольствие Уайту, для него лишь способ, ведущий к главному - к получению прощения Блэка.

Для Алкоголика похмелье не столько физическая боль, сколько психологическая пытка. Две любимых формы времяпрепровождения пьющих: «Коктейль» (сколько выпили и что смешивали) и «А на следующее утро» (я расскажу тебе о своем похмелье). В «Коктейль» играют люди, пьющие на вечеринках. Многие алкоголики предпочитают психологически более жесткое «А на следующее утро», и такие организации, как «Анонимные алкоголики», предоставляют им для этого неограниченные возможности.

Пациент, посетивший психотерапевта после загула, обычно ругательски себя ругает; психотерапевт слушает молча. Позже, пересказывая этот эпизод в психотерапевтической группе, Уайт заявляет, что это психотерапевт его отругал. Когда в психотерапевтической группе обсуждают алкоголизм, для большинства алкоголиков интересно не пьянство - они говорят о нем только из уважения к Преследователю, - а их последующие страдания. Транзакционная цель пьянства, помимо личных удовольствий, которые оно приносит, - создать ситуацию, в которой Ребенок мог бы быть строго отруган не только внутренним Родителем, но и любой оказавшейся поблизости и снисходящей до брани родительской фигурой. Поэтому терапия в этой игре должна сосредоточиться не на самом пьянстве, а на следующем после запоя утре: нужно отучить алкоголика заниматься самобичеванием. Однако встречаются сильно пьющие люди, у которых не бывает похмелья; они к настоящей категории не относятся.

Существует также игра «Непьющий алкоголик», в которой Уайт проходит процесс финансовой или социальной деградации без бутылки, делая ту же последовательность ходов и нуждаясь в тех же вспомогательных ролях. И здесь главное - следующее утро. Это сходство между «Непьющим алкоголиком» и обычным вариантом «Алкоголика» подчеркивает, что в обоих случаях это игра: например, в обоих случаях имеет место процедура потери работы. «Наркоман» также аналогичен «Алкоголику», но эта игра куда более зловещая и драматичная, она разворачивается быстрее и приводит к более серьезным потерям. По крайней мере в нашем обществе она сильно зависит от Преследователя, который всегда наготове. Простаки и Спасители встречаются гораздо реже, зато резко возрастает роль Посредника.

Существует множество организаций, вовлеченных в игру «Алкоголик» - национальных, международных и местных. Многие публикуют правила этой игры. Почти все объясняют, как играть роль Алкоголика: выпей до завтрака, потрать на выпивку деньги, предназначенные для других целей, и т. д. Они также объясняют функции Спасителя. Например, в «Анонимных алкоголиках» Уайт продолжает участвовать в той же игре, только ему предлагают попробоваться в роли Спасителя. Предпочитаются бывшие Алкоголики, потому что они знают правила игры и лучше подготовлены для вспомогательных ролей, чем те, кто никогда раньше не участвовал в этой игре. Известны также случаи, когда запас бывших Алкоголиков в организации иссякал и ее члены возобновляли пьянство: другого способа продолжить игру в отсутствие людей, которых надо спасать, у них не было.

Существуют также организации, цель которых - улучшить положение других игроков. Некоторые настаивают на том, чтобы супруги сменили роль Преследователя на роль Спасителя. Та организация, которая ближе остальных подошла к теоретическому идеалу лечения, работает с детьми алкоголиков: этим молодым людям помогают выйти из игры вообще, а не просто сменить роль.

Психологическое излечение самого алкоголика тоже заключается в отказе от игры, а не в смене роли. В некоторых случаях этого удавалось достичь, хотя это трудно: самому Алкоголику ничто так не интересно, как продолжение игры. Поскольку он боится близости, способ заключается в замене одной игры другой, а не в поиске жизни, вообще свободной от игр. Часто так называемые излеченные алкоголики не очень интересны в обществе, они сами испытывают недостаток жизненных интересов и постоянно испытывают искушение вернуться к прежней жизни. Критерий подлинного «исцеления от игры» таков: бывший алкоголик способен выпить на вечеринке, не подвергая себя опасности. Обычное «полное воздержание» не удовлетворяет аналитика игры.

Из описания этой игры видно, что у Спасителя существует сильное искушение сыграть в «Я только пытаюсь вам помочь», у Преследователя - в «Посмотри, что ты со мной сделал», и у Простака - в «Славный малый». С увеличением числа организаций, утверждающих, что алкоголизм - это болезнь, алкоголики учатся играть в «Деревянную ногу (калеку)». Закон, который особенно интересуется такими людьми, склонен поддерживать такую точку зрения. Акцент сместился с Преследователя на Спасителя, от «Я грешник» к «А что можно спросить с больного?» (это часть общей для современности тенденции поворота от религии к науке). С экзистенциальной точки зрения смещение это сомнительно, а практически оно ничуть не уменьшило количество спиртного, продаваемого пьяницам. Тем не менее «Анонимные алкоголики» для большинства все еще олицетворяют терапию, не лишенную сочувствия.

Антитезис . Хорошо известно, что в «Алкоголика» обычно играют всерьез и расстаться с этой игрой очень трудно. В одном случае пациентка, страдавшая алкоголизмом, почти не участвовала в работе психотерапевтической группы, пока не решила, что достаточно знает участников, чтобы начать свою игру. Она попросила их сказать все, что они о ней думают. Поскольку вела она себя нормально, о ней говорили разные приятные вещи, но она возразила: «Я хочу не этого. Мне нужно знать, что вы думаете на самом деле». Она совершенно ясно давала понять, что ей нужны критические замечания. Но члены группы отказались выступать в роли Преследователя. Тогда, вернувшись домой, эта женщина сказала мужу, что если она еще раз напьется, он должен будет либо развестись с ней, либо отправить в лечебницу. Он пообещал, в тот же вечер она напилась, и он отправил ее в больницу. В приведенном примере остальные члены группы отказались выступать в роли Преследователей, которую отвела им миссис Уайт. Такое антитезисное поведение она не смогла вынести, хотя все пытались помочь ей глубже понять ситуацию, в которой она оказалась. А дома она нашла человека, согласившегося играть нужную ей роль.

В других случаях, однако, удается успешно подготовить пациента к отказу от игры и попытаться достичь подлинного исцеления, причем терапевт при этом отказывается играть роли Преследователя или Спасителя. Столь же неверно с терапевтической точки зрения принимать роль Простака, позволяя пациенту пренебречь своими финансовыми и другими обязательствами. Правильная терапевтическая процедура с транзакционной точки зрения в том, чтобы после тщательной подготовки занять позицию Взрослого и отказаться вообще участвовать в игре в любой роли, надеясь, что пациент выдержит не только воздержание от алкоголя, но и вообще конец игры. Если он не сможет это сделать, его следует направить к Спасителю.

Антитезис особенно труден, поскольку закоренелый алкоголик в большинстве западных стран рассматривается как желанный объект порицания, заботы или щедрости, и тот, кто отказывается играть одну из таких ролей, рискует вызвать общественное негодование. Рациональный подход может оказаться для Спасителей еще более непереносимым, чем для самих Алкоголиков, и иногда это связано с самыми нежелательными последствиями для терапии. В одной клинике группа сотрудников серьезно интересовалась игрой «Алкоголик» и пыталась добиться полного исцеления путем отказа от игры, а не просто помогая пациентам. Как только это стало ясно, благотворительный комитет, финансировавший клинику, отказался от услуг этих сотрудников, и больше никого из них не приглашали для помощи этим пациентам.

Родственные игры. В игре «Алкоголик» есть интересный эпизод, который называется «Выпьем по одной». На него впервые обратил внимание один проницательный студент, занимавшийся вопросами промышленной психиатрии. Уайт и его жена (непьющий Преследователь) отправляются на пикник с Блэком и его женой (оба Простаки). Уайт говорит Блэку: «Выпьем по одной!» Если они выпьют по одной, у Уайта появляется разрешение на четыре или пять. Если Блэк отказывается выпить, это раскрывает игру Уайта. По правилам пьющих Уайт должен почувствовать себя оскорбленным и для следующего пикника найдет себе более сговорчивого компаньона. То, что на социальном уровне кажется щедростью Взрослого, на психологическом оказывается дерзостью: Ребенок Уайта получает Родительское снисхождение со стороны Блэка путем открытого подкупа под самым носом у миссис Уайт, которая бессильна что-либо сделать. На самом деле миссис Уайт только делает вид, что бессильна, поскольку согласилась на всю эту затею: она так же стремится к продолжению игры, исполняя роль Преследователя, как мистер Уайт - в роли Алкоголика. Легко представить себе, как она будет его обвинять на следующее утро. Если Уайт - босс Блэка, вариант может быть связан с дальнейшими осложнениями.

В целом Простак не так прост, как кажется по этому названию. Простаки - часто одинокие люди, которые много получают от того, что бывают добры к Алкоголикам. Например, хозяин закусочной, играющий в «Славного малого», таким образом не только приобретает много знакомств и репутацию щедрого человека в своем социальном кругу, но и считается отличным рассказчиком.

Кстати, один из вариантов «Славного малого» разыгрывается, когда человек у всех спрашивает совета, как ему лучше помочь людям. Это пример веселой и конструктивной игры, которую стоит поддерживать. Ее противоположность - «Крутой парень», который берет уроки насилия и спрашивает совета, как причинить людям больше боли. Хотя советы никогда не осуществляются на практике, игрок имеет право ассоциироваться с настоящими крутыми ребятами, которые играют в эту игру всерьез, и может купаться в отраженном свете их славы. Это представитель породы, которую французы называют un fanfaron de vice .

Анализ:

Тезис. Какой я был отвратительный. Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить.

Цель. Самобичевание.

Роли. Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник.

Динамика. Оральная депривация.

Примеры:

1. Попробуй поймать меня. Прототип трудно соотнести с самой игрой из-за его сложности. Однако дети, особенно дети алкоголиков, часто пользуются маневрами, характерными для алкоголиков. Дети, играющие в «Попробуй поймать меня», лгут, прячут вещи, напрашиваются на брань, ищут тех, кто им посочувствует, и обычно находят сердобольную соседку, дающую им подачки, и т. д. Самобичевание при этом часто откладывается на последующие годы.

2. Алкоголик и его круг.

Социальная парадигма. Взрослый - Взрослый.

Взрослый: «Скажи, что ты на самом деле обо мне думаешь, или помоги мне прекратить пить».

Взрослый: «Я буду с тобой откровенен».

Психологическая парадигма. Родитель - Ребенок.

Ребенок: «Попробуй поймать меня».

Родитель: «Ты должен перестать пить, потому что…»

Ходы. 1. Провокация - обвинение или прощение. 2. Снисходительность - гнев или разочарование.

Выгоды. 1. Внутренняя психологическая - а) пьянство как процедура - бунт, утешение и удовлетворение желания; б) «Алкоголик» как игра - самобичевание (возможно). 2. Внешняя психологическая - возможность избежать половой и других форм близости. 3. Внутренняя социальная - «Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить». 4. Внешняя социальная - «А на следующее утро», «Коктейль» и другие способы времяпрепровождения. 5. Биологическая - чередующийся обмен проявлениями любви и гнева. 6. Экзистенциальная - «Все хотят меня обидеть».

Из книги Здоровый и счастливый ребенок. Пусть утенок станет лебедем! автора Афонин Игорь Николаевич

Из книги Лечение алкоголизма автора Штайнер Клод

Глава 2 Может ли алкоголик вернуться к социальной выпивке? Как вы увидите во время дальнейшего чтения, мой ответ на этот вопрос менее важен, чем может показаться. Однако я полагаю, что должен ответить на него ради множества людей, имеющих дело с алкоголизмом, и из уважения к

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

Кто такой алкоголик? Один из трудных вопросов в терапии алкоголизма: является ли тот или иной игрок алкоголиком? ПГ игроки обычно отрицают то, что они - алкоголики, и зачастую обижаются на подобное предположение.Ниже приведены типичные примеры бесед с ПГ игроками. Каждый

Из книги автора

Алкоголик из Челябинска Разрешите рассказать вам историю, которая приключилась в Челябинске, в России, в начале 1990-х гг. Там, на демонстрационном тренинге, который был частью программы по болезненным зависимостям для психологов, мне пришлось работать с молодым

Игра «Алкоголик».


Игра «Алкоголик», описана Эриком Берном наиболее подробно, а Клод Стайнер выделил в ней три степени тяжести:

1. «Пьяный и гордый».
2. «Горький пьяница».
3. «Пропойца».

«Игра» в понимании трансактного анализа может оказаться механизмом прерывания контакта, а не только замаскированным, скрытым посланием. Сирийский врач XIII века Абу Аль-Фарадж говорил своим пациентам: «Нас трое: я - врач, ты - мой больной и твоя болезнь. Если мы объединимся, то вместе мы справимся с болезнью, а если ты не будешь мне помогать, то значит, будешь помогать своей болезни, а с вами двоими мне справится нелегко». Эта фраза особенно актуальна в случае различного рода зависимостей. У наркоманов есть поговорка: «Героин умеет ждать». И алкоголики могли бы сказать: «Водка умеет ждать». Известно множество случаев, когда алкоголик не пил много лет, а потом снова начинал.

В основе игры «Алкоголик», как и в основе всех игр, лежит треугольник Карпмана. Напомню, что он состоит из трех сменяющих друг друга ролей: жертвы, преследователя и спасителя, но сам алкоголик довольно неохотно исполняет роль спасителя, поскольку, освоение алкоголиками роли спасителя, на чем построен принцип работы общества анонимных алкоголиков, нарушает ход игры и ведёт к ремиссии.

Но, в треугольнике Карпмана, помимо жертвы, преследователя, спаситель, есть ещё простак, поставщик и подстрекатель, который пытается игнорировать игру, и в результате может оказаться обманутым и превратится в преследователя - это небольшой выигрыш. Другое дело поставщик – это игрок профессиональный и порой весьма опасный. С поставщиками участники игры боятся связываться, хотя бывают случаи, когда, например отец мальчика-наркомана убивает поставщика наркотиков.

Реакция смещения агрессии с Поставщика на Спасителя в случае «срыва», даже теоретического. Например: как правило, родственники больного звонят по телефону, и задают вопрос «А вы гарантируете, что он не будет пить?». Кажется всё нормально: «Мы платим деньги – хотим качественной услуги». Но за этой фразой скрывается приглашение в игру и отказ от ответственности. Но гарантии можно дать, когда мы имеем дело с продуктом, который не имеет своей воли, например машина или компьютер. Требующие гарантий, у терапевта, чтобы их родственник не пил, по факту относятся к нему, как к бездушному, безвольному предмету, который должен исправно работать и не ломаться.

Классификация подстрекателей.
1. Мелкие подстрекатели получают моральное удовлетворение, уговорив выпить решившего “завязать” или просто не пьющего. Если удалось если тот, кого уговорили выпить, потерял контроль и начал угощать и подстрекателя – их выигрыш чуть больше.
2. Более крупные подстрекатели поят ревизоров и всякие комиссии. Помимо морального выигрыш здесь еще и материальный: за выпивку (взятка) покупается возможность работать.
3. Самые крупные, элитные подстрекатели делают рекламу: видеоролики, стенды, баннеры, сайты. Их работа творческая и чисто теоретическая. Играют они с населением города и даже страны не с одним человеком и не с группой людей. Их выигрыш материальный. Они оплачиваются поставщиками алкоголя и осознанно используют вирусные технологии.

Признание алкоголизма болезнью для потаторов (лат. potator – пьяница, лицо страдающее алкоголизмом) и членов их семей означает автоматическое признание алкоголика жертвой болезни. У людей существует опыт относительно соматических заболеваний, может быть менее чёткий опыт относительно душевных заболеваний, но как в обоих этих случаях - больной жертва.

Просьба родственников алкоголика или самого алкоголика о помощи означает «сделайте всё сами, а я ещё посмотрю, насколько это хорошо у вас получится».

Для избавления от болезни, необходимо понять причину и механизм ее развития. Признание себя больным, может быть хитростью, позволяющей получить моральные льготы: «Что вы хотите от больного человека». Если алкоголик, будет воспринимать мысли о выпивке, не как чуждые его собственному «Я», а как свои собственные, он не будет с ними бороться.

Методы лечения:

В Европе и Америке – движение «Анонимные алкоголики», программой которых является 12 шагов. На постсоветском пространстве этому движению, по-видимому, так и не суждено стать массовым, как на Западе. Для АА важно признание своей болезни – слабости, чтобы потом обратиться к некой Высшей Силе, как правило к Богу, за помощью. Природа болезни не рассматривается. Пьющие люди не осуждаются – алкоголизм воспринимается как личная трагедия. Выздоровление – процесс длиной во всю оставшуюся жизнь.

На территории бывшей страны советов, популярны различные методы «кодирования». Это не только классическое кодирование по А. Р. Довженко или аппаратные методы, но и «годовые уколы» и подшивание «эспераль» и все одномоментные методы. Эти методы обещают отсутствие тяги после кодирования, а если выпить то будут серьезные проблемы со здоровьем, а возможно и смерть. Такой подход можно было бы назвать «лечением страхом». Больным рассказывают, что у них в мозгу существуют болезненные очаги возбуждения, или что под воздействием алкоголя, нарушаются механизмы его переработки – довольно примитивная модель для объяснения. Лечение, заключается в воздействии на болезненные очаги с помощью гипноза, биополя, аппаратов, химических веществ или через точки акупунктуры. Часто никаких объяснений нет, только запрет принимать алкоголь, пугая последствиями. При этом сам пациент с болезнью бороться не собирается. Многие так и говорят: «Надо отдохнуть какое-то время, а там посмотрим». Подстрекатели, часто подсказывают алкоголику как «раскодироваться».

Действия врача основаны на внушении: произвести внешний эффект, поразить необычными ощущениями, действиями, видом аппаратуры или лекарства, а больные верят в «годовые уколы» и «подшивания». Врач втянут в игру в двух качествах: Спасателя – избавитель от «мистической тяги к алкоголю», и Преследователя – наказывающего за употребления алкоголя.

Если лекарство не срабатывает, то оно признается «ненастоящим» и больной меняет врача, или метод лечения, что может приводить к коллекционированию методов лечения и гордости за то, что по-настоящему им ничего не помогло. Или бывший алкоголик или наркоман становится азартным игроком, а его жена или мать продолжает его спасать и преследовать. Непьющая женщина, за несколько лет способна привести к алкоголизму своего мужа, хотя внешним наблюдателям может показаться, что она спасает его от алкоголизма. Непьющие–созависимые конфлюируют (сливаются) с зависимым. Для примера диалог:
- Мы тут неделю были в запое.
- Что оба?
- Нет, только он, конечно. Я совсем не пью.

Их отношение к зависимому, как к своей собственности. Созависимый, старается контактировать с врачом, исключая волю зависимого. При беседе на приеме у врача, создается впечатление, что принесли на ремонт бытовой прибор, чтобы его починили и дали гарантию. Для эффективной терапии, необходимо не только рассказывать им об игре в алкоголика, но и дать понять, над чем совместно нужно работать.

Бытовые игры

В обычных социальных условиях все игры оказывают важное, быть может, даже решающее влияние на судьбы игроков; но некоторые игры более пригодны в качестве пожизненного занятия, и в них чаще вовлекаются относительно невинные посторонние лица. Подходящее название для этой группы игр – бытовые игры. В нее входят: «Алкоголик», «Должник», «Дай мне пинка», «Попался, сукин сын!», «Вот что я из-за тебя наделал», с их основными вариантами. Они примыкают с одной стороны к супружеским играм, с другой – к играм преступного мира.

1. Алкоголик

Тезис . В анализе игр не занимаются алкоголизмом или «алкоголиками»; рассматривается лишь роль Алкоголика в определенной игре. Если и верно, что первичным стимулом пьянства является биохимическая ил» физиологическая ненормальность – что пока не вполне выяснено – то изучение этой стороны дела принадлежит обычной медицине. В анализе игр интересуются совсем другим – видами общественных взаимодействий, связанных с такого рода злоупотреблениями. Отсюда и название игры.

В полном своем варианте это игра с пятью участниками; впрочем, возможно совмещение ролей, и тогда с начала до конца могут играть двое. Центральную роль играет субъект игры, «Алкоголик», пусть это будет мистер Уайт. Главная поддерживающая роль – Преследователь, как правило, представитель другого пола; обычно это супруга (или супруг). Третья роль – Избавитель, ее исполняет обычно лицо того же пола, что и Алкоголик, например, добродушный домашний врач, принимающий участие в пациенте и заинтересованный проблемой пьянства. Классическая ситуация состоит в том, что врач успешно избавляет пациента от его порока. После шестимесячного воздержания Уайт и доктор поздравляют друг друга. Но на следующий день Уайта находят в канаве.

Четвертая роль – Покровитель или Соска. В литературе ее играет продавец или бармен, предоставляющий Уайту кредит, подбрасывающий сэндвич или чашку кофе, не преследующий его и не пытающийся его спасти. В жизни эту роль чаще исполняет мать Уайта, дающая ему деньги и нередко сочувствующая ему по поводу его жены, которая его не понимает. При этом игра требует от Уайта правдоподобного предлога для получения денег – какого-нибудь плана, которому оба будто бы верят – хотя и знают, куда уйдет по обыкновению большая часть этих денег. Иногда Покровитель сбивается на другую, не столь важную, но дружелюбную роль – Подстрекателя, «своего парня», предлагающего средства даже по собственному почину: «Пойдем выпьем! (отчего ты покатишься вниз быстрее)».

Во всех играх, связанных с выпивкой, вспомогательную роль играет профессионал, содержатель бара или продавец. В игре «Алкоголик» он исполняет пятую роль: это Поставщик, прямой источник напитков, понимающий речь пьяного; в некотором смысле это важнейшее лицо в жизни пьяницы и наркомана. Разница между Поставщиком и другими игроками та же, что между профессионалами и любителями в любой игре: профессионал знает, когда остановиться. В нужный момент умелый продавец отказывается обслуживать Алкоголика, который остается тем самым без выпивки – если только ему не удается отыскать более снисходительного Поставщика.

В начальной стадии «Алкоголика» жена может играть все три поддерживающие роли: в полночь она Покровительница, раздевающая мужа, варящая ему кофе, позволяющая ему прижаться к себе; наутро она Преследовательница, обличающая его дурное поведение; вечером – Избавительница, молящая его исправиться. На поздних стадиях, иногда вследствие ухудшения здоровья, Преследователь и Избавитель могут оказаться лишними; их терпят, если они готовы при этом служить источником снабжения. Теперь Уайт готов отправиться в благотворительную столовую и подвергнуться Избавлению за бесплатную кормежку, или вынести головомойку – любительскую или профессиональную, – если за ней следует подачка.

Как видно из имеющихся данных, вознаграждение в игре «Алкоголик» (как это характерно для игр вообще) происходит от ее аспекта, менее всего привлекающего внимание большинства исследователей. Анализ игры показывает, что сама выпивка является лишь попутным удовольствием, доставляющим дополнительные преимущества; это процедура, ведущая к подлинной кульминации игры, которой является похмелье. Дело обстоит так же, как в игре «Шлемиль»: все безобразия, привлекающие больше всего внимания, для Уайта лишь приятный путь к развязке – получению прощения от Блэка.

Для Алкоголика похмелье – не столько физическое страдание, сколько психологическая мука: Любимые развлечения пьяниц – это «Мартини» (сколько напитков и как их смешивали) и «А наутро» (дай-ка я расскажу тебе о моем похмелье). «Мартини» разыгрывают преимущественно пьющие в компании; многие алкоголики предпочитают жесткую психологическую встряску «А наутро», и организации алкоголиков вроде АА [«Анонимные Алкоголики» – организация бывших алкоголиков, ставящая целью избавить других от этого порока. (Прим. перев.)] доставляют им для этого неограниченные возможности.

Посетив психиатра после очередного цикла, пациент охотно осыпает себя обидными кличками; психиатр молчит. Позже, вспоминая об этом в терапевтической группе, Уайт будет утверждать, что этими кличками обозвал его психиатр. В терапевтической ситуации главный интерес разговора состоит для многих алкоголиков не в самом пьянстве – упоминаемом, по-видимому, больше из почтения к преследователям – а в последующих страданиях. В смысле взаимодействий цель состоит, кроме собственного удовольствия, в создании ситуации, в которой Ребенок получает суровый нагоняй не только от внутреннего Родителя, но и от какой-нибудь родительской личности из его окружения, достаточно заинтересованной, чтобы исполнить такую роль. Поэтому терапия этой игры должна быть сосредоточена не на выпивке, а на «следующем утре» – на самооправдании посредством самобичевания. Впрочем, встречается тип запойных пьяниц, у которых не бывает похмелья, и которые не относятся к рассматриваемой категории.

Существует также игра «Сухой алкоголик», в которой Уайт проходит путь финансового или социального падения без бутылки, но с той же последовательностью ходов и с той же потребностью самобичевания. В этом случае кульминацией опять-таки является «следующее утро». Именно это сходство между обычным «Алкоголиком» и «Сухим алкоголиком» подчеркивает, что то и другое – игры; в обоих случаях сходна и процедура, приводящая к увольнению с работы. Игра «Наркоман» подобна «Алкоголику», но мрачнее, драматичнее, развивается сенсационнее и быстрее. Эта игра, во всяком случае в нашем обществе, больше нуждается в наличии Преследователя; Покровители и Избавители немногочисленны и редки, а Поставщик играет гораздо более важную роль.

В игре «Алкоголик» принимает участие ряд различных организаций – местных, национальных, и даже международных. Многие из них публикуют правила игры. Почти все они объясняют, как играть роль Алкоголика: выпивать перед завтраком, тратить деньги, предназначенные для других целей, и т. п. Они разъясняют также функции Избавителя. Например, Анонимные Алкоголики продолжают играть в ту же игру, побуждая, однако, Алкоголика принять на себя роль Избавителя. Для этой роли предпочтительнее бывшие Алкоголики, ибо они лучше знакомы с игрой и имеют более высокую квалификацию для исполнения поддерживающих ролей, чем те, кто в нее прежде не играл. Известны случаи, когда члены некоторой секции АА не находили алкоголиков, с которыми можно было бы работать, и, не имея возможности продолжать игру в роли Избавителя, вновь начинали пить .

Имеются организации, стремящиеся улучшить судьбу других игроков. Некоторые из них оказывают давление на супруг алкоголиков, побуждая их сменить роль Преследователя на Избавителя. Одна организация, стоящая, по-видимому, ближе всего к теоретическому идеалу лечения, работает с подростками – детьми алкоголиков, поощряя их вообще порвать с игрой, вместо того чтобы только менять роли.

Психологическое лечение алкоголика состоит также в том, чтобы заставить его совсем бросить игру, а не просто сменить одну роль на другую. Иногда этого удается добиться, хотя и нелегко подыскать Алкоголику другое занятие, столь же интересное для него, как продолжение игры. Поскольку классическим признаком алкоголика является страх перед близостью, заменой будет скорее другая игра, а не свободные от игр отношения. Так называемые излеченные алкоголики часто представляют собой в общественном смысле малоинтересных партнеров; их жизнь, по-видимому, лишена сильных впечатлений, что постоянно сбивает их на прежнюю дорогу. Критерий действительного «излечения от игры» состоит в том, чтобы бывший Алкоголик мог выпить в компании, не подвергая себя риску. Обычное лечение «полным воздержанием» рассматривается специалистами по анализу игр как неудовлетворительное.

Как видно из описания игры, для Избавителя существует сильный соблазн играть в «Я только стараюсь вам помочь»; для Преследователя – в «Вот что ты со мной сделал»; для Покровителя – в «Славного парня». В результате распространения избавительных организаций, популяризирующих идею о том, что алкоголизм – болезнь, алкоголиков научили играть в «Деревянную ногу». Закон, весьма заинтересованный в такой публике, в настоящее время склоняется в пользу этой игры. Главная роль теперь отводится не Преследователю, а Избавителю; позиция «Я – грешник» сменяется позицией «Чего вы хотите от больного человека?» (что составляет часть общей тенденции современного мышления, удаляющегося от религии в сторону науки). С экзистенциальной точки зрения такая смена позиций представляется спорной; с практической же стороны она вряд ли привела к уменьшению продажи напитков пьяницам. И все же для большинства людей Анонимные Алкоголики остаются наилучшим введением в лечение сверхснисходительностью.

Антитезис . Как известно, в «Алкоголика» играют упорно, и от этой игры трудно отказаться. В одном случае женщина-алкоголик, помещенная в терапевтическую группу, принимала в ней очень небольшое участие до тех пор, пока, как ей показалось, она не узнала достаточно о других членах группы, чтобы завести свою игру. Тогда она попросила их сказать ей, что они о ней думают. Поскольку она вела себя достаточно приятно, ряд членов группы высказался о ней одобрительно; но она возразила: «Мне нужно другое. Я хочу знать, что вы на самом деле думаете». Она дала понять, что ей нужны уничижительные отзывы. Другие женщины, однако, отказались ее преследовать. Тогда она пошла домой и сказала мужу, что если она еще раз напьется, он должен либо развестись с ней, либо положить ее в больницу. Он обещал ей это; в тот же вечер она напилась до бесчувствия, и муж отправил ее в санаторий. В этом случае другие члены группы отказались играть преследовательские роли, которые им предназначила миссис Уайт; она оказалась неспособной выдержать этот антитезис, вопреки общему желанию укрепить уже достигнутое ею понимание процесса. Дома же она нашла человека, согласного исполнить нужную ей роль.

Однако в других случаях удается подготовить пациента настолько, что он может расстаться с игрой, а затем добиваться настоящего общественного излечения, причем терапевт отказывается играть как Преследователя, так и Избавителя. Столь же не терапевтично с его стороны играть роль Покровителя, позволяя пациенту пренебрегать его расписанием и финансовыми обязательствами. С точки зрения теории взаимодействий правильная терапевтическая процедура состоит в том, что врач после тщательной подготовительной работы занимает договорную позицию Взрослого и отказывается играть какую-либо из ролей; он рассчитывает при этом, что пациент окажется способным выдержать отказ не только от выпивки, но и от разыгрывания своей игры. Если он не может, лучше отослать его к какому-нибудь Избавителю.

Антитезис особенно труден по той причине, что пьяница в большинстве стран Запада высоко ценится как объект осуждения, заботы или великодушия, и всякий, отказывающийся играть одну из этих ролей, рискует навлечь на себя негодование общества. Рациональный подход может встревожить Избавителей даже больше, чем Алкоголика, что подчас приводит к печальным последствиям для лечения. Одна группа исследователей, работавшая в клинических условиях, серьезно заинтересовалась игрой «Алкоголик» и пыталась добиться действительного излечения путем прекращения игры, а не простым «избавлением» пациентов. Когда это было замечено, комитет попечителей, финансировавший клинику, поспешил отделаться от этих людей, и никто из них не привлекался впоследствии к лечению таких пациентов.

Родственные игры . Интересная игра, сопутствующая «Алкоголику», называется «По одной». Она была открыта одним внимательным исследователем, занимавшимся промышленной психологией. Уайт и его жена (непьющая Преследовательница) отправляются на пикник с Блэком и его женой (оба Покровители). Уайт говорит Блэкам: «Выпьем по одной!» Если они согласны, это дает возможность Уайту выпить четыре или пять. Если Блэки отказываются, игра разоблачается. По правилам выпивки Уайт в этом случае вправе оскорбиться, и он найдет для следующего пикника более подходящих компаньонов. То, что на общественном уровне кажется щедростью Взрослого, на психологическом уровне оказывается актом наглости, с помощью которого Ребенок Уайта получает от Блэка Родительское разрешение путем открытого подкупа, прямо под носом у миссис Уайт, лишенной возможности протестовать. В действительности миссис Уайт соглашается на все это мероприятие именно потому, что она будет «бессильна» протестовать. На самом деле она так же заинтересована в продолжении игры в своей роли Преследовательницы, как мистер Уайт – в своей роли Алкоголика. Нетрудно представить себе ее обвинения в адрес мужа на следующее утро после пикника. Этот вариант может вызвать осложнения, если Уайт – начальник Блэка.

Вообще говоря, «Покровители» не так уж плохо «зарабатывают» в игре. Часто они – одинокие люди, извлекающие немалую выгоду из своей доброты к Алкоголикам. Торговец, разыгрывающий «Славного парня», приобретает таким образом много знакомых; он может заслужить хорошую репутацию в своем социальном окружении не только как великодушный человек, но и как хороший рассказчик.

Между прочим, один из вариантов «Славного парня» состоит в том, что игрок ищет повсюду совета, как лучше помогать людям. Это пример милой и конструктивной игры, заслуживающей поощрения. Противоположную игру представляет собой «Блатной», берущий уроки насилия или спрашивающий, как лучше вредить людям. Хотя уроки никогда не применяются на практике, игрок извлекает преимущество, ассоциируя себя с настоящими блатными, играющими до конца, и может сиять в их отраженной славе. Это разновидность того, что французы называют un fanfaron de vice [Похваляющийся пороком (фр.). (Прим. перев.)]

Анализ :

Тезис : Вот какой я плохой! Попробуй удержать меня!

Цель : Самобичевание.

Роли : Алкоголик, Преследователь, Избавитель, Покровитель, Поставщик.

Динамика : Оральное лишение.

Примеры : (1). Попробуй поймай. Прототип этой игры трудно связать с ней ввиду ее сложности. Однако дети, в особенности дети алкоголиков, часто проделывают ряд маневров, характерных для «Алкоголика». «Попробуй удержи меня» – игра, включающая обман, запрятывание вещей, навлечение на себя оскорбительных замечаний, поиски благодетелей, например, благосклонного соседа, у которого можно брать подачки, и т. п. Самобичевание часто откладывается до более позднего возраста. (2). Алкоголик и его окружение.

Общественный образец : Взрослый – Взрослый.

Взрослый : «Скажи мне, что ты в самом деле обо мне думаешь или помоги мне бросить пить».

Взрослый : «Я буду с гобой откровенен».

Психологический образец : Родитель – Ребенок.

Ребенок : «Попробуй удержи меня1»

Родитель : «Ты должен перестать пить, потому что...»

Ходы : (1). Провокация – обвинение или прощение. (2). Снисходительность – гнев или разочарование.

Преимущества : (1). Внутреннее психологическое: а.) пьянство как процедура – бунт, самоутешение и удовлетворение влечения; б) «Алкоголик» как игра – самобичевание (вероятно). (2). Внешнее психологическое: избежание сексуальной и других форм близости. (3). Внутреннее общественное: Попробуй удержи меня! (4). Вншнее общественное: «А наутро», «Мартини» и другие развлечения. (5). Биологическое: чередующиеся любовные и гневные обмены. (6). Экзистенциальное: Все хотят причинить мне вред.