Игра-путешествие "биологический квест". Сценарий квест-игры "кругосветное путешествие" Квест игры по биологии для начальной школы

Екатерина Ивановна, учитель биологии.

Цель:

    Расширить и углубить знания по биологии;;

    Создание условий для расширения кругозора учащихся;

    Развивать их внимание, сообразительность, умение работать в коллективе.

    Стимулирование к поиску дополнительной информации по теме.

    Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

Оборудование: презентация, жетоны.

Ход мероприятия

- Добрый день, юные знатоки биологии! Предлагаю провести час занимательной биологии – поучаствовать в познавательной игре «Биологический тир». Эта игра для тех, кто хочет больше узнать об окружающей среде. Для начала познакомимся с игровым полем (показ поля на презентации) и правилами игры.

Правила игры:

В игре принимают участие 2 команды. Их основная цель - отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждой из команд на счету 0 очков. Суть игры заключается в том, что команды отвечают на вопросы, выбирая на поле мишень различной стоимости. Игровое поле (мишень) состоит из восьми секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Начинается игра с выбора любого вопроса из любого сектора мишени одной из команд. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим. В случае правильного ответа стоимость вопроса прибавляется к счёту ответившей команды, и она выбирает следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечавшего, а другая команда получают право дать свой ответ. Если на вопрос никто не отвечает, то ведущий объявляет правильный ответ, а следующий вопрос выбирает та же команда, которая выбирала предыдущий вопрос. Помимо обычных вопросов, существуют специальные - «стреляй другой». Если команде достался « стреляй другой », она обязана передать ход команде-сопернице.

Задания к секторам игрового поля

Летающие.

10. Почему рыжую цаплю- выпь зовут «водяным быком»? (потому что самец- выпь издает звук, похожий на рев быка). 20. Сколько крыльев у жука? (2 пары. Верхние жёсткие, нижние- летательные) 30. Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях? (таскают шерсть для гнезд и выклевывают насекомых и их личинок из кожи старых животных) 40. Какие птицы страдают от весеннего разлива? (весной вода часто заливает яйца и птенцов птиц, гнездящихся на земле)

Плавающие.

10. по земле не хожу, вверх не гляжу и гнезда не вью, а детей вывожу. (рыба) 20. чем, кроме чешуи, покрыто тело рыб? (слизью) 30. как называется способ передвижения осьминога? (реактивный) 40. ребенок рыбы. (малёк)

Прыгающие.

10. стреляй другой 20.по лесу в жаркой шубе прыгает. (заяц) 30. маленький воришка в сером армячишке по полю шныряет, корм подбирает. (воробей) 40. выпуча глаза сидит, не по-русски говорит; родилась в воде, а живет на земле. (лягушка)

Ползающие.

10. из куста шипуля, за ногу тяпуля. (гадюка) 20. какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (хрущи- майский и июньский) 30. стреляй другой 40. кто в лесу без топоров строит избу без углов? (муравьи)

Чья тень?

10. (орел)

20. (скат)

30. (муравей)

40. (баран)

Остроглаз.

10. (заяц)

20. стреляй другой

30. (волк)

40. (медведь)

Кто отец, кто мать, кто ребятки?

10. (цыпленок курицы)

20. (утенок утки)

30. (верблюжонок)

40. (головастик- лягушка)

Кто тут живет?

10. (муравейник- муравьи)

20. стреляй другой

30. (хатка бобра)

40. (дом белки)

Подведение итогов. Награждение .

предварительный просмотр материала

Из опыта работы Крутько Наталии Михайловны, учителя биологии МКОУ СОШ№1 г.Россошь, Воронежской области

Биология

Экология

Тип занятия

Экологическая игра

Цели и задачи урока

Образовательная: : привлечь учащихся 7-8 классов, через творческий подход, к познанию тайн природы.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений работать с зашифрованным текстом, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.

Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни

Формы работы учащихся:

групповая, индивидуальная.

Экологической игры

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. За контрольное время участники должны выполнить задания, отражающие примеры решения эколого-биологических проблем.

    Выявление эколого-биологический проблем.

    Разработка механизма их решения.

Условия участия:

    Каждая команда получает маршрутный лист, согласно которому перемещаются команды.

    Все участники делятся на конкурирующие друг с другом команды

    Каждая команда состоит из 4 человек: 1 капитан и 3 участника (класс - группа поддержки)

    Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче.

    Задания на станциях могут носить как интеллектуальный, так и интерактивный характер.

    Помочь в выполнении заданий участникам могут школьные доски, объявления на стендах (специально наклеенные заранее), случайные прохожие (игротехники), невзначай роняющие носовой платок с кодом и т.д.

    На основании полученной от игротехника информации и кода следующей станции, команда выясняет адрес следующей игровой станции и двигается туда.

    Побеждает сильнейший!

№1. Название этого кабинета зашифровано в этих цифрах

Подсказка:

Обратите внимание, что в номере этого кабинета нет цифры единица

Количество букв соответствует количеству цифр

Эти цифры вы видите чаще, чем своих родителей.

(Цифры в телефоне соответствуют буквам: ГЕОГРАФИЯ, а номер кабинета 22)

Вопрос по теме выполняется в кабинете географии:

Здесь вы найдете портрет ученого, который предложил термин «ЭКОЛОГИЯ».

Назовите его. (смотри приложение №1)

Ответ: Э. Геккель

Вы сделали первый шаг! Ещё осталось 3 этапа!

В названии этих кабинетов одинаковые корни. На этих уроках исследуются и практикуются активные движения. За падением всегда идет Победа. Узнайте нужный вам Кабинет!

Желаем удачи!

(предполагается кабинет физики, но дети могут предположить, что это спортивный зал. В спортивном зале их ждет конверт с надписью ОШИБКА

Вопрос по теме выполняется в кабинете физики: (приложение №2)

Яблоня домашняя

(лат. Malus domestica) - вид деревьев из рода Яблоня

семейства Розовые.

Широко распространённое плодовое дерево, выращиваемое ради его плодов - яблок.

Что связывает яблоко и этот кабинет?

Сер Исаак Ньютон.

История о том, что однажды, гуляя в саду, Ньютон увидел, как с ветки
упало яблоко, и это подтолкнуло его к открытию закона всемирного
тяготения, стала уже легендой.

На один шаг Вы стали ближе к заветной цели!

Местопребывания этого конверта следующее:

Окна на север - хозяин там есть

И информации не перечесть.

В нем паутиной все заросло,

«Окна» там есть далеко не одно!

(кабинет информатики)

Вопрос по теме выполняется в кабинете информатики: (приложение №3)

Найдите буквы и прочтите фразу. (буквы расклеены в самых неожиданных местах кабинета).

Фраза: «Ничто не даётся даром»

Название следующего кабинета зашифровано:

Определите название кабинета и Вы у заветной цели!

(на английской раскладке клавиатуры написана БИОЛОГИЯ)

Вопрос по теме выполняется в кабинете биологии: (приложение №4)

Ха! Да ВЫ Хакеры!

Взломать такой шифр…

Вам предстоит узнать о чём этот биологический закон?

(портрет в кабинете есть).

«В борьбе за существование в естественных условиях школы №1 выживают наиболее приспособленные и не переходят в другую школу.

Естественным отбором сохраняются любые жизненно важные признаки, т.е. школьная форма, питание в столовой, сознание и трудолюбие, действующие на пользу организма учащегося и вида Homo sapiens в целом, в результате чего образуются новые формы и виды под названием ученики разумные школы№1 г. Россошь»

Теория естественного отбора
(Ч. Дарвин).

Используемые ресурсы:

    Портреты ученых

    Яблоня домашняя?

    Трафареты букв https://yandex.ru/images/search?p

Приложение№1

Эрнст Геккель

Грегор Мендель

Н.И.Вавилов

Приложение№2

Приложение№3

Найдите буквы и прочтите фразу.

Игра для 8-11 класса "Пентагон. Живой мир"

Данная игра создана для внеклассного соревнования между детьми и отличается большим разнообразием вопросов по заданной тематике. Так как большинство вопросов не связанны со школьной программой, то данные вопросы можно спокойно использовать на довольно широкий спектр возрастов: от 7-го до 11-го класса. Вот основные правила:

1. В игре «Пентагон» используется принцип подсказки и снижения очков.
2. Ответ может даваться после каждого сообщения-подсказки.
3. Если ответ дан правильно, засчитываются очки уровня (всего их пять – по числу подсказок).
4. Если ответ неверен, отнимается одно очко.
5. Игрок может повторять свои попытки ответить на вопрос после каждой подсказки, что соответствует переходу на более низкий уровень.
6. За правильный ответ очки присуждаются только единожды и соответствуют тому уровню, на котором игрок дал впервые правильный ответ.
7. Если после правильного ответа на вопрос игрок случайно даёт неправильный ответ, он лишается одного очка.
8. Игроки до конца тура не знают, какой ответ они дали – правильный или нет.

В начале каждого вопроса есть слово-подсказка. Она может как помочь вам, так что будьте предельно внимательны.

Приятной игры!

1) ЖИВОТНОЕ

1.1. Любит грабить людей, в фильме – ценные вещи, в жизни – внимание и еду.
1.2. Латинское их название "felis catus".
1.3. Именно это животное олицетворяло богиню Бастет в Древнем Египте.
1.4. Встреча с ней случайному путнику ничего хорошего не несёт.
1.5. Голова, как у кота, лапы как у кота, хвост как у кота, но не кот.

Ответ: Кошка (пояснение: 1- имеется в виду фильм «Место встречи изменить нельзя» и банда из этого фильма – «Чёрная кошка», 2 – дословно «кошка домашняя»)

2) ЖИВОТНОЕ

2.1. Это единственное животное, которое до сих пор участвует в олимпиадах.
2.2. Это боевое животное заставила в кино расплакаться не одну тысячу людей.
2.3. В своих произведениях Борис Савиков описал их бледную и вороную разновидности.
2.4. Любителям русской классики фамилия Овсов наверняка напомнит о них.
2.5. Им дарёным, согласно поговорке, в зубы не смотрят.


Ответ: Лошадь/конь (пояснение: 1 – Пятиборье, куда входит конкур- преодоление препятствий на лошади, 2- фильм «Боевой конь», 2011 года выпуска, 4 – рассказ Чехова «Лошадиная фамилия»)

3) ЖИВОТНОЕ

1. Уже много лет они поют про ветер перемен на английском, хотя сами из Германии.
2. Паук-кругопрят может им и не брат, но точно родственник.
3. Его имя несёт один смертельный боец в жёлтом.
4. Сами себя они уколоть не могут, у них к этому яду иммунитет.
5. Согласно звёздам их срок-с 24 октября по 22 ноября.


Ответ: Скорпион (пояснение: 1 –группа Scorpions, песня «Wind of change», 2 – они оба принадлежат к классу Паукообразные, 3 – боец Скорпион из серии компьютерных игр Mortal Combat)

4) ЖИВОТНОЕ

1. У самца и самки этой птицы не совпадает ни единой буквы
2. Летят клином на юг под песню Петра Налича
3. Обитатели больниц, где выполняют грязную работу
4. К этим птицам относятся мандаринки и савки
5. Так называется ложная новость


Ответ: Утка (пояснение: 2 – песня «Утки-индоутки», 3 – имеется ввиду санитарная утка)

5)ЖИВОТНОЕ

1. В китайской мифологии и культуре является символом мужского начала (ян) и китайской нации в целом
2. Изображён на флаге государства Бутан
3. Это самое крупное ядовитое животное родом с острова Комод
4. Русским вариантом этого животного считается Змей Горыныч
5. Большой любитель похищать принцесс и прятать их в темницы


Ответ: Дракон (пояснение: 3- комодский дракон, он же комодский варан)

1. Самое крупное дерево Африки с пекарским названием
2. Есть на гербе Мадагаскара и Сенегала
3. «Не будь глупым, а то будешь им в следующий жизни» - говорили нам индусы и Владимир Высоцкий
4. Имеет вкусные плоды и запас воды внутри
5. В его названии 3 буквы Б


Ответ: Баобаб (пояснение: 1 – другое название баобаба – хлебное дерево, 3 – «Песня о переселении душ» Владимира Высоцкого)

7) ЖИВОТНОЕ

1. Если они большие – то экзотичное домашнее животное, если маленькие – большая головная боль для любого дома
2. А вот в Мадагаскаре и первые в квартире нежеланные гости
3.Они могут съесть практически всё, чем активно пользуются
4.Говорят, что в случае атомной войны останутся только они и крысы.
5.Считается, что ОНИ есть в голове у каждого человека.


Ответ: Таракан (пояснение: большие – это Мадагаскарские тараканы, маленькие – это рыжие и чёрные тараканы.

8) ЖИВОТНОЕ

1. Враг танков и мелких беспозвоночных.
2. Родственник землеройки и крота.
3. Его часто рисуют с яблоком и грибами, хотя на самом деле он их не ест.
4. Не стоит их гладить против шерсти – будет больно.
5. Заблудившись в тумане, он всё таки нашёл дорогу к другу


Ответ: Ёж (пояснение: 1- имеется ввиду противотанковый ёж, 2- это всё – представители отряда Насекомоядные, 5 – мультфильм «Ёжик в тумане»)

9) ЖИВОТНОЕ

1.Маленькая и лохматая, или маленькое и лохматое.
2. В своё время взорвала интернет как персонаж одноимённого анимационного ролика.
3.Живёт в Новой Зеландии, где является самой известной местной птицей.
4. Рождённый бегать, летать не может.
5.А ещё их легко купить в магазине пару штучек или даже киллограм.


Ответ: Киви (2 – ролик Kiwi! – на данный момент почти 40 миллионов просмотров)

10) РАСТЕНИЕ

1. Этот цветок - символ идеальной любви и фрагмент герба Стамбула.
2. Его название происходит от восточного головного убора, на который очень похож.
3. По статистике, этот цветок чаще всего дарят в России на 8-е марта
4.Голландию называют страной этих цветов.
5.Они жёлтого цвета – вестники разлуки. Во всяком случае, поётся именно так.


Ответ: Тюльпан (2- имеется ввиду тюрбан, на который он очень похож, 4 – одно из названий Голландии – страна Тюльпанов, 5 – песня «Жёлтые тюльпаны», автор – Игорь Николаев)

Квест «В стране биологии»

(играет музыка)

Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Биологии. Нам встретится много интересного и необычного. От нас потребуются все наши знания для того, чтобы справиться со всеми заданиями. Конечной точкой нашего путешествия будет Дворец Знаний, где мы увидим загадочный артефакт, без которого жизнь здесь была бы не столь приятной и легкой. Итак, вперед, друзья!

О, а вот и первая загадка (слайд)

Загадка. На каком базаре самый большой шум?

Птичий базар - это массовое колониальное гнездование морских птиц

Что они делают?

Вот и наша знаменитость – вечно улыбающееся животное (аксолотль)

А вот и загадочные грибные кольца!

Но что это, кажется, мы сбились с курса. Где мы оказались? Почему вы так решили?

Молодцы, теперь я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями!

(Музыка меняется)

Но что это? Ребята, кажется, мы попали в переделку. Видите впереди туман? Это туман Забвения. Он заставляет нас забывать все важное. Теперь нам придется очень постараться, чтобы добраться до Дворца Знаний, ведь только волшебный артефакт способен его разогнать.

Ребята вам нужно пройти 4 испытания, чтобы доказать, что вы достойны войти во Дворец Знаний. По пути вам могут попадаться различные загадки, задания, ваша помощь может понадобиться жителям страны. Я очень надеюсь, что вы не бросите их в беде.

Ой! Туман становится гуще! Кажется нам придется разделиться и идти разными путями, но чтобы не заблудиться держитесь рядом. Будьте внимательны! Также в вашем путешествии вам поможет путеводный лист. В нем указано, в каком порядке вы проходите испытания. В промежутках между испытаниями вы можете поискать и разгадать и другие загадки.

Команда, которая лучше справится с испытаниями и разгадает больше загадок, сможет воспользоваться артефактом и разгонит туман Забвения, а также получит звание Первые Умники страны. И помним, что жителям тоже требуется ваша помощь!

Встретимся уже во дворце!

Задания

Испытание «Экология»

Тест «Твой экостиль»

1. Какие овощи и фрукты нужно выбирать в магазине?

1) местные, неупакованные (1 балл)

2) из южных регионов страны, неупакованные (2 балла)

3) из зарубежных стран, неупакованные (3 балла)

4) расфасованные в индивидуальные упаковки (4 балла)

2. С какой сумкой нужно ходить за покупками?

1) с льняной или хлопчатобумажной сумкой (1 балл)

2) с бумажным пакетом (2 балла)

3) с полиэтиленовым пакетом, который приносите с собой (3 балла)

4) полиэтиленовые пакеты берете или покупаете на кассе в магазине (4 балла)

3. В какой таре нужно покупать напитки?

1) в бумажной (1 балл)

2) в стеклянной (2 балла)

3) в алюминиевой (3 балла)

4) в пластмассовой (4 балла)

4. Какую книгу вы предпочтете?

1) новую, купленную в магазине (4 балла)

2) электронную (3 балла)

4) взятую в библиотеке (1 балл)

5. Приобретая подарок, на какие особенности его упаковки нужно обращать внимание?

1) на яркое оформление (3 балла)

2) на материал, его большое количество (4 балла)

3) на знаки экомаркировки, свидетельствующие о возможности переработки (2 балла)

4) вы упакуете подарок в уже использованную коробочку или пакет, предварительно самостоятельно украсив их (1 балл)

  1. - Любимое лакомство аистов.
  2. - Какая птица носит фамилию известного русского писателя?
  3. - Зимуют ли птицы в скворечнике зимой?
  4. - Птица-гадалка.
  5. - Кого по праву в народе называют «лесным доктором»?
  6. - Какие птицы прилетают на юг первыми?
  7. - Что подразумевается под термином «тихая охота»?
  8. - Какое дерево по праву считается символом России?
  9. - Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»?
  10. - Какого животного называют «санитаром» леса?
  1. (Лягушки)
  2. (Гоголь.)
  3. (Нет)
  4. (Кукушка)
  5. (Дятла.)
  6. (Грачи)
  7. (Сбор грибов.)
  8. (Береза)
  9. (Стрекозу.)
  10. (Волка)

Испытание «Зоология»

Отправьте животных по их домам

Фотографии и презентации фото - природные зоны, животные - слайды

Испытание «Ботаника»

Загадки про растения

1. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.

2. Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут -
Береток не найдут.

3. Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки - дробинки.
Бусинки зеленые,
Сладкие ядреные.

4. Стоят в лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички.

5. Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце станет,
Туда он и глянет.

6. На ветках-
плотные комочки.
В них дремлют
Клейкие листочки.

7. Никто не пугает,
А вся дрожит.

8. Что за диво: плод плюется-
Целым в руки не дается.

9. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет
Этот снег не тает
В воздухе летает.

10. Мягок, а не пух,

Зелён, а не трава.

Угадай растение (гербарий и презентация)

Испытание «Анатомия»

Отметьте «+» верные утверждения и «-» неверные.

1. Ядро выполняет функцию фотосинтеза

2. Рост человека к вечеру уменьшается примерно на 1,5 см.

3. У человека более 200 костей в организме

4. При нехватке витамина А кости становятся хрупкими.

5. Состав жидкой части крови напоминает состав воды древних земных морей, в которых зародилась жизнь.

6. Кислород в организме переносят белые кровяные клетки

7. Общая длина кровеносных капилляров в организме человека в 2,5 раза превышает длину земного экватора.

8. Длина кишечника у человека превышает длину тела в 3–4 раза.

9. Вода составляет 50% массы тела человека

10. Отпечатки пальцев уникальны у каждого человека